Источник

§ 21. Понятие о боговдохновенности книг свящ. писания

Что нужно разуметь под боговдохновенностью библии? Вопрос этот разрешается различно. Так называемая механическая или, иначе, вербальная теория считает священных писателей бессознательными орудиями Св. Духа, Который как бы диктовал им писания, сообщая не только содержание последних, но и словесную форму их. По этому воззрению в библии боговдохновенно все – склад и порядок мыслей, – слог, даже подстрочные и надстрочные знаки, а человеческое участие совсем отсутствует в ней.

Что сказать относительно этой теории?

Ни откуда не видно, что пророки во время вдохновения впадали в бессознательное состояние и без всякого разумения повторяли слова и речи Св. Духа, переживая состояние, подобное языческому экстазу. Самостоятельное и свободное отношение к воздействию Св. Духа ясно выражают и апостолы, утверждая свое соборное определение словами: «изволися Духу Святому и нам» (Деян.15:28).

На св. книгах отражаются личные особенности боговдохновенного писателя: склад его ума, степень образования, способ изложения. Очевидно, дух человеческий во время вдохновения не подавлялся Духом Божественным, а, напротив, свободнее раскрывался со всеми своими индивидуальными особенностями.

Иной, противоположный разобранному, взгляд на боговдохновенность проводить рационалистическая теория в протестантстве. Эти теория усматривает действие Духа Святого в момент вдохновения не в сообщении мыслей, или внушения чего-нибудь, превышающего ум писателей, но лишь в содействии ему и предохранении его от заблуждений в предметах Божественного откровения. По этому воззрению боговдохновенной является далеко не вся библия, а или общее содержите её, или существенные истины веры. Некоторые же рационалисты совсем отказывают библии в боговдохновенном содержании, понимая боговдохновенность в смысле особого подъема религиозного чувства наподобие поэтического вдохновения.

Ясно, что эта теория ведет к отрицанию Божественного происхождения библии, чем становится в прямое противоречие с богословским понятием о сверхъестественном откровении.

Учение православной церкви о боговдохновенности состоит в том, что в лице пророков или апостолов, при полной сохранности всех их сил и способностей, Дух Божий настолько проникал сознание их, и это сознание настолько возвышалось и приближалось к мыслям Духа Божия, что они представляли собою внутреннее духовное единство.

Вследствие этого св. писатели ясно сознавали, что они мыслят не сами собою, а под наитием Духа Св., и хотя высказывают свойственным им языком, однако, с сознанием, что они высказывают не свои личные слова, а Божии. Боговдохновенность, таким образом, была гармоническим сочетанием и внутренним взаимодействием двух начал – Божественного и человеческого, при чем первое не только не уничтожало последнего, а, напротив, возвышало и просветляло его даже до прозрения новых Божественных истин.


Источник: Очерки православно-христианского вероучения : ученое руководство для 7-го класса гимназии / сост. свящ., законоучитель гимназии, Г. Орлов. – Москва : Т-во «Печатня С.П. Яковлева», 1914. – 146, IV с.

Комментарии для сайта Cackle