Источник

Письмо 147

В последних двух письмах пишешь о случившейся тебе сильной головной болезни, от которой была даже в опасности жизни, и удостоилась елеосвящения и принятия святых Христовых Тайн. Слава Богу! Это самое благонадежное лекарство – очистить душу; а тогда уже можно употребить и лекарства по предписанию врача. Это не воспрещается и святыми отцами, и ежели нужно, то и я тебе советую не оставлять сего; впрочем, с упованием на помощь Божию, и получите; аще есть воля Божия, то Он и врача врачует, и лекарству подаст врачебную силу.

Сердечно о тебе сожалею и желаю скорого выздоровления во славу Божию; только не ропщи, а благодари Бога.

В первом письме пишешь, что тебе дано новое послушание – на клиросе. Во славу Божию всякое послушание хорошо и полезно. Ты говоришь, что на клиросе выходит между сёстрами неудовольствие, то что тебе делать в этом случае? На сие скажу тебе: всякое послушание должно́, с отвержением своей воли и разума, приносить нам смирение, по учению св. Иоанна Лествичника: от послушания рождается смирение. В прохождении послушания обыкновенно случаются разные встречи неприятные, досады, укоризны, насмешки, уничижение и проч.; а все это попускается смотрением Божиим к нашей пользе, чтобы мы познали чрез это наше устроение, и попеклись бы об исцелении оного заповедями Божиими, простирающимися даже до любления врагов. Ты не видишь и не знаешь, как страсти в тебе лежат сокрыты; а при обличении со стороны, т. е. кто тебя тронет, уничижит, или презрит, насмёется, укорит и проч., ты увидишь, какая страсть больше в тебе гнездится: гордость ли, тщеславие, ярость, гнев и памятозлобие. Они лежат в нас, сами не знаем, а познавши при обличении не должно нападать на людей, укорять их, что они нас тронули и оскорбили, а себя винить за подвигнувшуюся страсть, бывшую у нас в залоге сердечном; людей же благодарить, что они нам их показали, и подали случай к исправлению. Надобно себя укорять, просить Бога о помощи и исцелении страстей, смиряться, и сие не от одного раза, но от многого времени, подвига и смирения получаем свободу от страстей. Читай отеческие книги св. Иоанна Лествичника: о послушании, о кротости, о гневе, о гордости, тщеславии и смирении; св. аввы Дорофея: о еже себя укоряти, а не ближнего; о злопомнении у св. Марка Подвижника, глава 209; у Симеона Нового Богослова, глава 31; у св. Илии Экдика 30, 31,33, 34, 35, 37, 39, 62, 46, в Восторгнутых Класах, Марка Подвижника «совет ума своей душе» и другие, беседа преп. Зосима; и в прочих много обрящешь пользы душевной, аще будешь вникать к деланию себя понуждать. Считать себя последнейшею всех и стараться никому не наносить укоризн и досад, а самой от всех принимать оные. Мы воины духовные, имеем врагов сильных и лютых, всегда готовых на поражение наше. А когда мы употребим смирение в подвиге нашем, то враг не может постоять противу сего, но скоро обращается в бегство. Господь да вразумит тебя и укрепит на поприще сей духовной брани, и устроит твоё спасение, чего тебе есмь усердный желатель. Многогрешный иеромонах Макарий. 11 октября 1852 года.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle