Источник

I. Инструкция приходским священникам Олонецкой епархии в деле борьбы с расколом

§ 1. Каждый приходский священник, по долгу своего пастырского служения, есть первый миссионер в своем приходе и "обязан непрерывно вести миссионерское дело, действуя против раскольников всеми зависящими от него мерами». Поэтому «учреждение епархиального и окружных миссионеров с их помощниками, действующих в указываемых им пределах и только временно посещающих местности, зараженные расколом, отнюдь не освобождает его от миссионерской деятельности» (Прав. об устр. мис., утвержд. Св. Синодом 25 мая 1888 г.).

§ 2. Миссионерская деятельность священника в приходе должна быть двоякая: а) по отношению к православным и б) по отношению к раскольникам. По отношению к православным она должна быть направлена: 1) на поддержание в них чистой веры и нравственности и 2) на ограждение их от влияния раскольников и всех неправоверующих, а по отношению к раскольникам – к вразумлению и воссоединению их с православною Церковью.

А. Миссионерская деятельность священников по отношению к православным

§ 3. Для поддержания в прихожанах чистой веры и нравственности священники обязаны:

а) проводить жизнь свою честно и благочестиво, помня слова апостола: «образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1Тим. 4:12);

б) «постоянно внимательно и непременно истово совершать на себе крестное знамение и преподавать благословение другим, всегда благоговейно и согласно с уставом церкви совершать общественное богослужение, а также частные церковные службы и домашние требы, с вразумительным и внятным чтением и пением молитвословий» (Прав. об устр. мис. § 8, а);

в) обучать прихожан истинам православной веры и нравственности в храме при отправлении богослужений, на внебогослужебных собеседованиях, в домах прихожан, при отправлении треб и молитвословий, и при всяком удобном случае.

§ 4. Для ограждения православных прихожан от заражения расколом и сектантством священник должен: а) во всякое время хорошо знать не только число раскольников своего прихода, но и «лично знать их»,1 и «вести особую от исповедных росписей запись раскольников и сектантов, с подразделением её на две части: первую для внесения раскольников и сектантов, значащихся таковыми от рождения, и вторую для уклонившихся в раскол и секты, с указанием числа лет уклонения». (Ук. Св. Синода от 26 мая 1900 года за № 5);

б) зорко следить за всеми движениями и явлениями, происходящими в жизни раскола, в своем приходе и немедленно доводить до сведения Епархиального Начальства и (одновременно) окружного миссионера или его помощника о всяком отдельном случае отпадения в раскол (см. тот же указ) и присоединения к православной Церкви;

в) иметь точные и верные сведения о состоянии раскола в своем приходе, именно: какие раскольнические толки и согласия существуют в приходе, какие раскольнические мнения наиболее распространены в среде раскольников в данное время и соблазняют православных, кто из раскольников занимается требоисправлением и распространением раскола в приходе и руководит раскольниками, не появляются ли расколоучители из чужих приходов, не обращаются ли между раскольниками какие либо вновь составленные раскольнические сочинения и цветники (сборники) и т. п.;

г) «предупреждать своих прихожан о возможности влияния на них со стороны раскольников, выясняя им заблуждения последних и указывая, как относиться к ним, чтобы, напротив того, самим произвести на них благотворное влияние». (Мис. Сбор. 1895 г. № 2, стр. 92). Для достижения этой цели священник должен:

1) произносить поучения, направленные к раскрытию заблуждений раскольников и сектантов и «к разъяснению тех именно истин св. веры, правил христианской жизни, обрядов и таинств Православной церкви, которые составляют предмет разномыслия и лжеучений отделяющихся от Церкви». (Прав. об устр. миссий, утвержд. Св. Синод. 25 мая 1888 г. § 8, п. б);

2) вести внебогослужебные и домашние беседы и чтения о тех же предметах;

3) сообщать в школах на уроках Закона Божия сведения о расколе по программе, утвержденной Св. Синодом для школ Олонецкой епархии;

4) «распространять в народе книги, брошюры и листки с кратким, но основательным раскрытием заблуждений раскольников и сектантов, с ясным и вразумительным изложением учения православной Церкви о предметах разномыслия раскольников и сектантов с учением Церкви». (Прав. об устр. мис. § 8, п. д).

§ 5. Предупреждая православных, разъясняя им заблуждения раскольников, священник должен поступать и выражаться обдуманно и спокойно, без всякого раздражения, с христианскою любовью и всяческою осмотрительностью, чтобы не вызвать ожесточения со стороны отделяющихся от Церкви и тем не погубить плодов своих начинаний (Мис. Сбор. 1895 г. № 2, стр. 93).

Б. Миссионерская деятельность священника по отношению к раскольникам

§ 6. Священник должен смотреть на раскольников как на людей, хотя и заблуждающихся в вере и удалившихся от св. Церкви, но желающих спасения и заслуживающих с его стороны не пренебрежения и осуждения, а сожаления и забот об обращении их в православие, потому что это – не чужие овцы, а его же собственные, только заблудшие.

§ 7. Сообразно с таким взглядом, он должен относиться к раскольникам с пастырскою любовью и терпеливо переносить их дерзости и грубые выходки; «действовать на них преимущественно состраданием, благожеланием, убеждением, раскрытием душевной пагубы их отпадения от Церкви, а также и страхом праведного Суда Божия по смерти». (Мис. Сбор. 1895 г. № 2, стр. 94).

§ 8. При всяком удобном случае, священник должен вести частные беседы с раскольниками о предметах разномыслия их с православною Церковью, а время от времени и публичные такого же характера.

§ 9. О времени публичных бесед следует заблаговременно извещать прихожан, как православных, так и раскольников, чрез соседей, волостные правления и местную полицию. Во время беседы нужно обращать особенное внимание на раскольников грамотных, начитанных и более желающих познать истину, а после беседы – стараться стать с ними в более близкие отношения. Если же, не смотря на извещение, раскольники не явятся на беседу, то священнику не нужно смущаться этим, а следует беседовать с одними православными, на которых раскол так или иначе оказывает влияние, указывать душепагубность раскола и объяснять отсутствие раскольников на беседе сознанием полного бессилия их защитить свое учение.

§ 10. Для публичных бесед должны быть избираемы помещения, по возможности удобные и просторные: училища, волостные правления и подходящие дома частных лиц; в летнее же время, смотря по удобству, они могут происходить и на открытом воздухе. В церкви собеседования могут быть открываемы лишь в том случае, когда есть полная надежда, что собравшиеся на беседу не причинять оскорбления святыне храма (Деян. 3 Всерос. мис. съезда в Казани, стр. 204 и прав. об устройст. мис. § 14).

§ 11. На беседах священник должен сообщать правильное понятие о Евангелии, слове Божием и внушить должное к нему уважение; разъяснить значение соборных постановлений и святоотеческих писании и указать на отличие их от уважаемых раскольниками книг; утвердить в умах раскольников и православных правильное понятие о догмате и обряде и различии между ними, а затем говорить и об обрядовых разностях и, наконец, разъяснить слушателям, что исполнение Евангельских заповедей выше и обязательнее исполнения внешних обрядовых предписаний (Мф. 23:23); говорить также и о предтечах второго пришествия Христова на землю и о лице антихриста. Но главным предметом бесед должно быть учение о церкви Христовой – о существенных и неизменных её принадлежностях, вечности и неодолимости её. В частности, следует раскрыть то положение, что вне Церкви Христовой нет спасения, так как в ней только содержится Божественное Откровение во всей своей полноте и неповрежденности, в ней только пребывает Дух Святый, дары Которого сообщаются верующим в таинствах церковных; что богослужебные действия, совершаемые в обществах раскольников и по внешности напоминающие таинства церкви, не действительны, так как совершаются лицами, на то не призванными Богом (Прав. об устр. мис. § 15).

§ 12. «Каждое собеседование должно начинаться и оканчиваться, может и прерываться, общим пением молитв, псалмов и песнопений» (Прав. об устр. мис. § 16).

§ 13. За разрешением недоумений относительно собеседований с раскольниками и по вопросам, касающимся раскола, священник должен обращаться устно или письменно к окружному миссионеру или его помощнику, а в случае нужды, и к епархиальному миссионеру.

§ 14. О своей миссионерской деятельности и о всем выдающемся в жизни местного раскола, о затруднениях, встречающихся при исполнении своих обязанностей, о проведенных беседах, о лицах принимавших участие в беседах, о посещениях о.о. миссионеров и т. п. священник должен записывать в свой миссионерский дневник.

§ 15. Для успешного ведения бесед священнику необходимо приобрести особые, специальные знания по полемике с расколом. Такие познания можно приобрести из книг противораскольнического содержания (список этих книг см. в приложении к настоящей инструкции); а потому каждый священник должен завести при своей приходской церкви противораскольническую библиотеку.

§ 16. При ведении бесед священнику полезно руководствоваться следующими правилами:

а) Важнейшие предметы нужно разъяснять с особенным старанием и вообще не спешить, а добиваться того, чтобы все поняли. Поэтому следует избегать школьной терминологии и понятий слишком отвлеченных.

б) На каждую публичную беседу должно являться после тщательной подготовки и с хорошо обдуманным планом собеседования, потому что в противном случае его труд может принести более вреда, чем пользы.

в) Если раскольники будут настаивать на решении вопросов, не относящихся к предмету беседы, то следует или отклонять решение этих вопросов до другого раза, или давать на них краткие ответы, а потом снова возвращаться к главному предмету беседы, по окончании же беседы следует кратко повторить её содержание.

г) Всякая беседа отнюдь не должна иметь характера бесполезного спора, а должна быть спокойным рассмотрением предмета и опровержением нареканий и возражений со стороны раскольников.

д) Во время беседы священник должен соблюдать по отношению к раскольникам и православным со-вопросникам полное спокойствие и самообладание, потому что раздражительность и не прилична пастырю и вредит делу.

§ 17. Так как полицейские меры – не меры Церкви, то священник должен входить в непосредственное сношение с гражданскою властью с большою осторожностью и только в крайних случаях, каковы: а) появление в приходе кого-либо из вожаков раскола, производящих особенный соблазн, б) нарушение церковного благочиния, в) опасение за личную безопасность и т. п.

§ 18. Возбуждать судебные дела против раскольников священник должен только чрез Епархиальное Начальство. Такие дела можно возбуждать, когда, наприм., священник заметит:

а) публичные доказательства раскола, именно: 1) когда раскольники устрояют молитвенные дома без надлежащего разрешения, 2) устрояют торжественные процессии и крестные ходы, 3) производят при своих собраниях колокольный звон, 4) допускают публичное пение при погребении умерших и 5) публичное употребление мантий, клобуков и вообще монашеского и священнослужительского одеяний;

б) действия, могущие производить соблазн среди православных, каковы всякие действия противные православной вере, и в особенности хула и насмешки над правилами и обычаями православной Церкви и над теми, кто оные соблюдает,

и в) совращение ими в раскол православных. В этом последнем случае священник должен руководствоваться 56 ст. Уст. о пред. и прес. прест. (См. в прилож. к инструк.).

§ 19. Если кто-либо из раскольников пожелает оставить свои заблуждения и присоединиться к православной Церкви, то «священник присоединяет его по чину церковному, берет с него подписку о пребывании в православии и записывает присоединение в метрическую книгу. В сомнительных случаях священник испрашивает от Преосвященного разрешение предварительно присоединения» (См. ст. 58 Уст. о пред. и прес. преступл.).

Примечание. В метрическую книгу следует записывать присоединение только рожденных и крещенных в расколе.

§ 20. Самое присоединение следует совершать по «Чину, како приимати раскольников, в соединение с православною Церковью приходящих», напечатанному в приложении к книжке митр. Платона «Увещание во утверждение истины» и отдельно. «При этом над принимаемыми чрез миропомазание (как должны быть принимаемы все рожденные и крещенные в расколе), если они присоединяются не на правах единоверия, таинство миропомазания должно совершаться по употребляемому в церкви «Чиноположению», над присоединяемыми же на правах единоверия – по старопечатному Требнику, т. е. с известными дополнениями при помазании членов тела» (Прав. об устр. мис. § 24).

§ 21. О всех возвратившихся в православие раскольниках церковные причты должны представлять, кроме особых донесений Епархиальному Преосвященному о каждом присоединении порознь,2 общую ведомость однажды в год к 15 января следующего года, за подписью всего причта, совершавшего присоединение.

§ 22. Инструкция эта соответственно указаниям практики и потребностям дела, может быть впоследствии дополняема.

* * *

1

Исправлено Его Преосвященством, а было: личность их.

2

См. выше § 4, п. б.


Источник: Инструкция приходским священникам Олонецкой епархии в деле борьбы с расколом, с приложением списка книг для приходской противораскольнической библиотеки и статей закона, относящихся к расколу, и постановления первых трех Олонецких миссионерских съездов / Под ред. свящ. К. Плотникова. - Петрозаводск : Братство преп. Александра Свирского, 1901. - VII, 63 с.

Комментарии для сайта Cackle