Источник

Письмо 146

Изъясняешь свою скорбь, что за действие твое к миру тебе же досталось, и просишь меня растолковать тебе это, за что так бывает? Ибо в самом действии твоём чувство бывает любовью и страхом подвигнуто. Положим, что и так, и пусть оно не будет осквернено высокоумием и тщеславием, похвалением (чего однако ж, впоследствии верно не избежала в тайне сердца твоего), но надобно же ему очиститься огнём искушений и скорбей, и только будет тогда чистая любовь, когда положишь душу свою за ближнего; ты когда делала, и успела, но души не положила, труда и скорби непонесши, но вот оная явилась; а ты в ропот уклонилась. Какой народ грубый и непросвещенный! Надобно бы тебя похвалить за это доброе дело, а они укоряют, а ты явно искала похвалы и награды за своё доброе дело, когда не понесла укоризны. Может быть, ты и не видишь в себе этого, но разбери бездну сердца твоего, то найдешь там гнездящегося тщеславного змия, будто бы под видом добродетели приносящего тайное удовольствие, и похваляющего тебя, что ты делала добро, ибо видишь в себе любовь и сострадание, видишь добродетель, а смирения нет, которому Сам Господь наш научает: аще и вся повеленная сотворите, глаголите, яко раби неключими есмы, яко еже должни бехом сотворити, сотворихом (Лк.17:10). А когда неключимый раб, то не должен ли все терпеть, и быть уверенным, что укоризны и досады не могли и быть иначе, как смотрением Божиим, к моему исправлению, яко неключимого раба; а у нас одна правость наша, и растет выше и выше, а покою не даёт; теперь сама рассматривай себя и действия промысла Божия над тобою ко уврачеванию тебя.

В записочке же сознаешь свою вину в неверии и в ложном мнении, что то́ могло быть во время идолопоклонства; но тогда было христианство, ибо сие было в 4 и 5 веках по Рождестве Христове и с христианами, но и нынче есть много подобных случаев и действий от порчи, чему я был самовидцем и не на одних простолюдинах, но и на просвещённых, образованных. Нынче не идолопоклонство, но действия страстей можно назвать тоже идолопоклонством, как называет св. Димитрий; но довольно о сем. 4 февраля 1847 года.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle