Источник

134. Поучение в тот же день

Радуйся, Николае, великий Чудотворче! (Акаф. Святит.)

Миллионы христиан повторяют ныне сие радостное воззвание святителю Христову Николаю, и, без сомнения, он это слышит. Если слышит, то и принимает, а если принимает, то и радуется. Но неужели он радуется только тогда, когда мы повторяем слова эти? Нет! он непрестанно радуется, иначе что бы это за радость была, если бы она была временная? Временная радость бывает только на земле, а небесная никогда не умаляется и не прерывается. Что же радует святителя на земле? Добрые дела его, и те, которые он прежде совершал, и те, которые теперь ежедневно совершает: то из темницы освобождает, то от глада и хлада защищает, то в море и огне погибающих спасает, то от болезни сохраняет, то от напрасной смерти хранит. Бедствующих на земле весьма много, поэтому и добрых дел предлежит святителю очень много. Теперь круг его дел также пространен, как небеса. Да, грешные только дела мучат человека и всегда терзают сердце его, а добрые дела непрестанно радуют и веселят человека. О, как весело на душе, когда ты голодного накормишь, нагого оденешь, больного отца для детей вылечишь, из темницы за долги, сидящего освободишь! А святитель Христов Николай непрестанно совершает на земле такие добрые дела, иначе мы ежедневно не призывали бы его в молитвах наших. Мы его призываем, ибо видим чудеса над собой или тотчас при призывании святителя в молитвах, или после, поэтому и взываем к нему: «Радуйся, Николае, великий Чудотворче! Радуйся что ты чудеса с нами делаешь: как только помолимся тебе в горе, в скорби, в несчастии, как только призовем тебя на помощь с верой, ты сейчас же слышишь и помогаешь бедствующему человеку». Как такому великому угоднику нам не молиться? Как другу Божию, известному своими великими чудесами, своими добрыми делами, не покланяться? Но наши похвалы, восписуемые святителю, только земные, на небесах, пред лицем Божиим, среди Ангелов и святых. Там-то воздается ему вечная слава, там – вечная радость, вечный покой, вечное наслаждение нетленными благами, там-то – неиссякаемый источник радости для праведника! Что, если бы кого-либо из нас нечаянно, неожиданно призвали к царю земному во дворец, где пред всеми вельможами воздали бы ему честь и славу и наградили бы всякими крестами и всякими почестями, а особенно любовью царя и царицы за какой-нибудь великий подвиг, например: за спасение жизни царя, окружили бы его ласками и любовью и осыпали златом, серебром и многими другими сокровищами? Думаю, что такой счастливец мог бы в таком случае даже умереть от радости. Какова же награда Царя небесного? Какие там сокровища? Глаз на земле не видит их, ухо не слышит о них. Если тогда еще, когда св. Христов Николай был на земле, Господь являлся к нему и однажды подал ему св. Евангелие, а Царица Небесная с неба принесла ему златошвейный омофор, то на небе, где Господь посадил его на Своем престоле, высоком и превознесенном, сделал его своим другом, там, не наградит ли его Господь всячески по Божьему? Особенно две добродетели его на земле Богу любезны были: его смирение и нищета. Ничего в мире так Господь не любил, как смирение и нищету. Этими-то особенно добродетелями и св. Христов Николай заслужил пренебесную славу и вечное блаженство: «смирением высокая, нищетою богатая стяжал еси отче Николае», – воспевает Святая Церковь. О, недоступны для нас сии высокие добродетели! Хотя бы с меньшими добродетелями нам перейти в рай, а не в ад, когда явимся на суд Божий.

Святителю Христов отче Николае! Моли Бога о нас, грешных. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1900. Т. 1. – 384, IV с.

Комментарии для сайта Cackle