Письмо 145
Скажу касательно м. Л–ы и твоего мнения о порче: она слишком суеверна, а ты вольнодумна, подражаешь мнению нынешних умников: будто совсем нет порчи. Назови и меня суевером, я приму и потерплю, но можно доказать, что оная есть, как из жития святых, так и на опыте многих видали, и не только простых, но и просвещенных, и теперь еще есть в живых такого положения. Из писаний отеческих житий только два примера тебе скажу, хотя оных и много есть:
1-е в житии Макария Египетского: одна жена была (скажу просто) испорчена, претворена из человека в лошадь, и не могла ни пить, ни есть ничего, а только ржала по лошадиному, и молитвами св. Макария получила исцеление; он же открыл ей и вину, за что попущено было такое наказание;
2-е в житии Киприана и Иустины: было старание любителя её превратить её к себе чрез волхование, но не успел по чистоте девы, непопустившу Богу; и еще два случая в житии св. Василия Великого: наваждением вражиим один раб привлек к себе в любовь дочь своего господина и на ней женился.
3-е Феофил, эконом архиерейский был уволен от сей должности, так уязвился печалью о сем, что поискал волхва, и чрез него паки Архиерей призвал его, и просил извинения, что опечалил его и дал паки должность. Веришь ли сим повествованиям, которым и св. Димитрий веровал, потому что писал? Когда веруешь, то стало быть есть порча; но на кого она действует? На того, на кого попустит Бог, или за греховное житие, или за гордость, или ко искусу; а когда нет ничего такого, то не попущает Господь подействовать вражией силе, что видно и на Иустине. Напротив же и без волхвования св. Апостол велел Коринфянам одного грешника предать сатане, во измождение плоти, да дух спасётся; но после наказания и помиловал его. – Не знаю, довольно ли сих доказательств на исцеление твоего вольнодумства? А м. Л. слишком суеверна; всего боится, и не верует, что аще не попустит Господь, то никто не может ничего вредного сотворить; а попустит, то не избежать, и надобно лучше стараться отсекать вины, за которые бывает попущение, и предаваться верою в Промысел Божий. Больше писать не могу; будь уверена, что я желаю тебе истинного разума и спасения. Многогрешный иеромонах Макарий. 20 января 1847 года.