Источник

Письмо 144

Ты понадеялась было на спокойствие, не получишь. Св. Марко Подвижник учит нас: «случающиеся искушения не любопытствуй, еже како, или когда, или чрез кого, находят: приличность бо коегождо, и неотложное их тщание, и всея твари о сем содействие, единого Бога есть ведати; мы же должны есьмы точно веровати правде Божией и ведати, яко без правды Божией ничто же от невольных человеком случается, аще и таинственное случаев стечение и приличное тщание, человецы суще, не постизаем, и сего ради терпети подобает и не отревати, да не приложим грех ко греху паки». Я представил тебе учение великого святого для того, чтобы ты видела здесь руку Божию, испытующую тебя чрез Р., и смотрела бы свое устроение и обучалась терпению. Относительно же собственно до неё, надобно оставить её на Промысел Божий, как Ему угодно, да управит её. Он дал нам самовластие и не нудит, а токмо предлагает заповеди, и уклоняющихся обращает путями Своего Промысла, нам неведомыми. Тебе казалось, что ей у тебя хорошо, но ежели она чем-нибудь не созидалась, на её воле, пусть ищет лучшего, а ты прибегни к смирению христианскому, истинному любомудрию, и укори себя, сказав: «может и подлинно есть во мне такие свойства, кои другим не нравятся, но от моего взора убегают»; а у тебя напротив: «вижу, что я и неспособна зла творить». Не правда ли это последнее? Не пробегает ли когда таковой помысел в твоём сердце? Кажется, о сем мы с тобою имели толк. Слава Богу! Он послал тебе испытание, да дал и помощь к понесению и к расплате долга. Осталось меньше людей у тебя, меньше и хлопот будет; остаюсь многогрешный иеромонах Макарий. 8 ноября 1847 года.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle