Беседа (во вторник Светлой Седмицы) о явлении воскресшего Спасителя мира двум ученикам на пути в Эммаус. Святого Григория Двоеcлова
С труждающимися в ежедневном праздновании надлежит беседовать понемногу, – и это может быть полезнее (потому что часто и пища, которой бывает недостаточно, принимается с большей жадностью). Итак, я решился объяснить смысл Евангельского чтения вообще, а не каждое слово (в отдельности), чтобы пространное слово объяснения не могло обременить любви вашей.
Вот вы, возлюбленнейшие братья, слышали, что Господь явился двум ученикам на пути, хотя еще неверующим, однако же, беседующим о Нем, но не показал им вида, по которому они узнали бы Его. Господь внешне – перед очами телесными сделал то, что происходило у них внутри – пред очами сердечными: ибо они внутри самих себя и любили (Господа) и сомневались, а Господь внешне и присущ был им и не открывал, кто Он. Итак, Господь явил Свое присутствие беседующим о Нем, а скрыл образ познания Его от сомневающихся в Нем. Хотя Он произнес слова, упрекнул в упорстве разума, открыл тайны Священного Писания о Себе Самом, однако же, показывал им вид, что хочет идти далее, потому что в сердцах их был еще далек от веры. Итак, простая Истина через двоякость явила апостолам Себя в теле такой, какой была у них в уме. Надобно было испытать: те, которые еще не любили Его, как Бога, не могли ли любить Его, по крайней мере, как путешественника. Но так как не могли быть чужды любви те, с которыми шествовала Истина: то они приглашают Его, как Странника, в гостиницу (в селение, в которое они шли, – в Еммаус), – и для чего мы говорим: «приглашают», когда написано: и нуждаста Его (удерживали Его)? Они (путешественники в Еммаус) поставляют трапезу, предлагают пищу, – и Бога, Которого не узнали по изъяснению Священного Писания, узнают в преломлении хлеба.
Итак, слушая заповеди Божьи, они (путешествовавшие в Еммаус – Лука и Клеопа) не просветились, а, исполняя их, просветились, – как и написано: не слышателие закона праведни пред Богом, но творцы закона, сии оправдятся (Рим. 2:13). Поэтому, кто хочет разуметь слышанное, тот должен поспешать исполнением на деле того, что уже мог разуметь. Вот Господь не узнан, когда говорит, и сподобил узнать Себя во время преломления хлеба. Итак, возлюбленнейшие братья, странноприимство возлюбите, к делам любви прилежите. Потому-то и говорится чрез Павла (апостола): братолюбие да пребывает (в вас): страннолюбия не забывайте: тем бо не видяще нецыи странноприяша ангелы (Евр. 13:1–2), т. е., пoелику чрез него – странноприимство, некоторые, не зная, оказали гостеприимство ангелам. Поэтому-то (апостол) Петр заповедует: (будьте) страннолюбцы друг ко другу, без роптаний (1Пет. 4:9); потому-то и Сама Истина свидетельствует: странен бех, и введосте Мене (Мф. 25:35). Вот событие, заслуживающее внимания нашего и преданное нам от старцев. Один домовладыка со всем своим домом был очень странноприимен, и так как он каждодневно принимал странников к своей трапезе, то в один день приходит странник и приглашается к трапезе. И когда домохозяин, по обычному смирению, хотел было влить воду на руки его, и обратившись взял сосуд с водой, то вдруг не нашел того, на чьи руки хотел влить воду. И когда он сам с собой удивлялся этому событию, в туже ночь Господь в видении сказал ему: «в прочие дни ты принимал Меня в членах Моих, а вчерашний день ты принял Меня лично».
Вот Грядущий на суд скажет: понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе (Мф. 25:40). Еще прежде суда, принимаемый в членах Своих, Он Сам отыскивает Своих принимателей, – и, не взирая на то, мы бываем ленивы на радушие странноприимства... Принимайте Христа за трапезы ваши для того, чтобы вам иметь достоинство быть принятыми в вечные пиры... Доставляйте приют странствующему Христу, чтобы на суде Он не не знал вас, как странников, но принял в царство, как Своих, Бог живущий и царствующий во веки веков. Аминь55.
* * *
Беседы на Евангелие – иже во святых отца нашего Григория Двоеслова, в двух книгах, переведенные с латинского языка на русский, архимандр. Климентом. Книга вторая. С.–Петербург. 1860 г., 30–33 стр.