Беседа на Святую Пасху (О явлении воскресшего Спасителя мира женам Мироносицам). Святого Григория Двоеслова, папы Римского53
(Мк. 16:1–7).
Святые жены Мироносицы, последовательницы Господни, пришли на гроб Христов с ароматами и по человеколюбию служат даже мертвому Тому, Кого любили живого. Это событие указывает на нечто такое, что́ надобно делать в святой Церкви. Так нам необходимо внимать тому, что сделано, дабы помыслить и о том, что, по подражанию им (св. Мироносицам), надлежит делать и нам.
Если мы, веруя в Того, Кто умер, и исполняясь благоуханием добродетелей, с желанием добрых дел ищем Господа: то, мы, подлинно, приходим на гроб Его с ароматами. Жены (Мироносицы), пришедшие с ароматами, видят ангелов: пoелику, именно, те души, которые с благовониями добродетелей идут к Господу чрез святые желания, созерцают горних обитателей. Следует заметить здесь, что́ бы такое означало то, что они видят Ангела сидящим на правой стороне? Левою стороной обозначается жизнь настоящая, а правою – жизнь непрестающая; поэтому и написано: шуйца Его под главою моею, и десница Его объимет мя (Песн. 2:6). Итак, пoелику Искупитель наш перешел уже чрез повреждение настоящей жизни, то справедливо Ангел, пришедший возвестить о непрестаемой жизни Его, сидел на правой стороне. Он явился одетым в белую одежду, потому что возвестил о радостях нашего торжества (именно, белая одежда возвещает о блеске торжества), – нашего ли скажем или своего? Дабы сказать истину, скажем: и нашего и своего, пoелику воскресение нашего Искупителя было и нашим торжеством, так как оно возвратило нас к бессмертию, – и Ангельским, так как оно, воззвав нас к небесному, дополнило число их (Ангелов).
Внемлем тому, что говорится пришедшим женам (Мироносицам). Не ужасайтеся! Очевидно, св. Апостол как бы так говорит: «пусть ужасаются те, которые не любят пришествия горних обитателей, – пусть ужасаются те, которые, будучи объяты плотскими пожеланиями, отчаиваются в возможности достигнуть сообщества с ними. Но вам бояться нечего, пoелику вы видите сограждан своих». Поэтому, описывая явление Ангела, (евангелист) Матфей говорит: бе зрак его яко молния, и одеяние его было яко снег (Мф. 28:3), ибо в молнии выражается ужас, а в снеге – прохлада белизны. Пoелику же всемогущий Бог и страшен для грешников, и милостив для праведников: то Ангел, свидетель воскресения Его, справедливо является и в молниевидном зраке, и в белом одеянии, для того, чтобы самым видом своим и нечестивых устрашить, и благочестивых обрадовать. Поэтому справедливо также и то, что народу, странствовавшему по пустыне, столп огненный предшествовал ночью, и столп облачный предшествовал днем (Исх. 13:21,22). Столп был показываем днем через облако, а ночью чрез огонь потому, что всемогущей Бог явится и милостивым к праведным и страшным для неправедных: первых Он, явившись на суд, утешит кротостью любви, а последних устрашит определением правосудия.
Послушаем, что́ присовокупляет Ангел. Иисуса ищете назарянина. (Имя) Иисус значит «Спаситель». Но пoелику в то время многие могли называться Иисусами (не по существу, а по имени), то, чтобы сказать ясно, о каком Иисусе он сказал, прибавляется: назарянина, а затем тотчас присовокупляется и причина: распятаго. Потом (Ангел) присоединил: воста, несть зде (говоря здесь отнюдь не о присутствии Божества, а о присутствии плоти). Но идите, рцыте учеником Его и Петрови, яко варяет вы в Галилеи. Для нас возникает вопрос: почему, после общего наименования учеников, Петр называется по имени. Но если бы Ангел не назвал по имени того, кто отрекся от Учителя, то он (Петр) не дерзал бы являться в среду апостолов. Итак, ап. Петр называется по имени для того, чтобы он не отчаивался за отречение. Всемогущий Бог попустил устрашиться вопроса служанки и отречься тому, кого предуставил быть Апостолом Церкви. Это (по распоряжению верховной любви) сделано для того, чтобы имеющий быть пастырем Церкви в своей виновности научился ка́к милосердно он должен переносить немощи других... Хорошо говорится о Спасителе нашем: варяет вы в Галилеи, тамо Его видите, якоже рече вам. Галилея значит «сделанное переселение». Искупитель наш соделал переселение от страдания к воскресению, от смерти к жизни, от казни к славе, от повреждения к невредимости. И после воскресения ученики в первый раз видят Его в Галилее, потому что славу воскресения мы радостно узрим после того, как только переселимся от пороков на высоту добродетелей.
Это, возлюбленейшие братья, мы сказали в изъяснение Евангельского чтения. Но, ради торжественности (нынешнего) дня, хочется сказать нечто более возвышенное. Было две жизни, из коих одну мы знали, а другой не знали: поскольку одна – смертная, другая – бессмертная. Но приходит Посредник Бога и человеков – Человек Христос Иисус, и воспринимает одну, открывает другую. Одну Он кончил смертью, а другую показал воскресением. Итак, если бы нам, знающим жизнь смертную, Он обещал воскресение плоти, и, однако же, видимо не явил сего воскресения, то кто поверил бы Его обетованиям? Поэтому, соделавшись человеком, Он явился во плоти, благоволил умереть волей, воскрес могуществом, и примером показал то, что обещал нам в награду. Но для вразумления нашего неведения, для укрепления нашей немощи Господь наш благоволил явить нам пример воскресения не только Своего, а и многих. Ибо Он один умер на кресте, но не один воскрес, а многа телеса усопших святых восташа (Мф. 27: 52). Теперь отъяты все предлоги неверия. Чтобы кто не сказал: «человек не может ожидать себе того, что явил во плоти своей Бог», – вот с Богочеловеком воскресают те, о коих мы не можем сомневаться, что они были подобные нам человеки. Итак, если мы – члены нашего Искупителя, то можем ожидать того же, что верно совершилось во Главе, – должны, по крайней мере, ожидать того же, что совершилось в других, бывших прежде нас, членах.
Но вот приходит на память то, что глумясь иудеи говорили Распятому Сыну Божию: аще царь Израилев есть, да снидет ныне со креста, и веруем в Него (Мф. 27:42). Если бы Он сошел тогда с креста, уступая неистовству (иудеев), то не проявил бы для нас добродетели терпения. Но Он перенес бесчестия, выдержал насмешки, сохранил терпение, и Тот, Кто не хотел сойти с креста, воскрес из гроба. Итак, воскреснуть из гроба значило более, нежели сойти с креста; попрать смерть воскресением значило более, чем сохранить жизнь сошествием с креста. Когда иудеи не видели Его сходящим в удовлетворение буйству их с креста, когда увидели Его умирающим: тогда подумали, что они победили Его, – обрадовались, будто уничтожили имя Его. Но вот имя Его пронеслось по вселенной от той смерти, которой эта неверующая толпа думала уничтожить Его, – и, радовавшаяся убиению Его, она (толпа) скорбит о Мертвеце, потому что познает, что чрез казнь Он вошел в славу Свою. Подвиги Его (Спасителя) хорошо предизображает Сампсон, который, вступивши в Газу (город Филистимский), тотчас обрадовал филистимлян, узнавших о прибытии его. Они вдруг окружили город засадами, приставили стражей и уже радовались, будто поймали мужественного Сампсона. Но мы знаем, что сделал Сампсон: в полночь он взял городские ворота и отнес их на вершину горы (Суд. 16:1–3). В этом деле, возлюбленнейшие братья, этот Сампсон Кого предизображает, если не Искупителя нашего? Что значит город Газа, если не преисподняя? На что указывается чрез филистимлян, если не на вероломство иудеев? Сии, когда увидали Господа мертвым и Тело Его положенным в гроб, приставили туда стражу и радовались, будто они захватили Виновника жизни задержанным в заклепах адовых (как бы Сампсона, в Газе находящегося). Но Сампсон в полночь не только вышел, а еще и ворота вынес. И Искупитель наш, воскреснув перед светом, не только вышел из ада, а и самые врата адовы разрушил, – унес врата и взошел на вершину горы: пoелику воскресением разрушил заклепы адовы, а вознесением проник в царство небесное.
Итак, возлюбленнейшие братья, всей душей возлюбим ту славу воскресения Христова, которая и прежде была показана в знамении, и после явлена в событии, – и умрем с любовью к ней. Вот мы в воскресении Виновника нашего узнали служителей Его – ангелов, наших сограждан. Поспешим же к нескончаемому торжеству этих сограждан. С ними соединимся желанием и умом, пока еще не можем (соединиться) видением. Переселимся от пороков к добродетелям, чтобы удостоиться видения (в Галилее) Искупителя нашего. Да поможет нашему желанию Всемогущий Бог, за нас предавший на смерть Единородного Своего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, Который с Ним живет и царствует, в единстве со Святым Духом во все веки веков. Аминь54.
* * *
Сконч. в 604 г.
Bibliot. Patr. Concionator., tom. IV, p. p. 102–103; ср. Беседы иже во святых отца нашего Григория Двоеслова, в двух книгах, переведенные с латинского языка на русский, архимандр. Климентом. Книга вторая. С.–Петербурга. I860 г., 2–11 стр.