Слово на Святую Пасху. Святого Льва, папы Римского
Хотя повествование евангелистов представило нам, возлюбленные, все Пасхальное таинство и чрез телесный слух подействовало на ум так, что у каждого из нас есть уже образ сего события, тем не менее, надлежит прибавить и служение нашего слова, дабы, согласно с благочестивым желанием вашим, к этому священнейшему и торжественному чтению присоединить и увещание пастыря. Итак, пoелику в слушателях верующих нет места неведению, то семя Божественного слова, заключающееся в благовестии Евангелия, должно умножиться на ниве вашего сердца, и очищенные от терния и волчцев насаждения благочестивых чувствований и ростки правых желаний должны принести плоды свои.
Крест Христов, которым совершено спасение смертных, есть для нас и таинство и образец: таинство, в котором вполне действует Божественная сила, – образец, который возбуждает в человеках благочестивую ревность, (ибо для освобожденных от ига плена искупление полезно еще и тем, что может быть предметом нашего ревнования). Если мудрость мира сего славится своими заблуждениями настолько, что избравший себе кого-либо руководителем старается следовать всем его мнениям, обычаям и постановлениям: то как мы можем иметь участие в имени Христовом, если не соединились нераздельно с Тем, Кто есть путь и истина и живот (Ин. 14:6)? Хотя через грех прародителей род человеческий лишен первоначального совершенства, однако Милосердый Бог через Своего Единородного Сына Иисуса Христа благоволил подать помощь естеству, созданному по образу Его и подобию. Он хотел, чтобы восстановление естества совершилось в том же естестве, и чтобы через второе творение человек достиг достоинства высшего, чем какое было сообщено ему первоначально. Блажен был бы человек, если бы он не потерял того, что имел; но еще блаженнее он может быть теперь, когда пребудет в том, что сотворено вновь.
Божественная природа, сообщающая богатство Своей благости каждому в приличной мере, приняла нас в Свою собственность так, что ни наше не упразднило того, что – Его, ни то, что – Его, не упразднило нашего. Она соединила Божество и человечество в одном лице, так что ни человеческая плоть не сделалась невредимой по причине Божества, ни Божество не сделалось способным к страданию от человеческой природы. Восприяв нас, оная природа не оторвала отрасли нашего рода от общего корня, но не приняла и греховной язвы, переходящей на всех людей: поскольку немощь и смертность, которые соединяют не грех, а только наказание за грех, были приняты Искупителем мира ради удовлетворения правосудию, и как цена искупительная. Таким образом, чτό во всех людях было знаком осуждения, то во Христе есть таинство благочестия. Он Сам, свободный от всякого долга, подверг Себя жесточайшему наказанию; Он допустил руки иудеев, служителей диавола, до распятия Своей пречистой плоти. Поэтому же Он восхотел, чтобы Его человеческое тело даже до воскресения пребыло смертно, дабы тем, кто уверуют в Него, ни гонение не казалось невыносимым, ни смерть страшною. После сего также не должно сомневаться в участии в славе, как не должно сомневаться в общении Его и нашей природы.
Итак, возлюбленные, если мы непоколебимо веруем тому, что исповедуем устами, то мы распялись во Христе, мы умерли, погребены, и в Нем в третий день воскресли. Посему св. Апостол говорит: аще воскреснусте со Христом, вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога сидя. Горняя мудрствуйте, а не земная: умросте бо, и живот ваш сокровен есть со Христом в Бозе. Егда же Христос явится, живот ваш, тогда и вы с ним явитеся во славе (Кол. 3:1–4). А дабы сердца верующих знали, откуда почерпнуть силу для того, чтобы презреть удовольствия мира сего и вознестись к высшей мудрости, – Господь дает нам в залог Свое присутствие: се Аз с вами есмь, – говорит Он, – во вся дни, до скончания века (Мф. 28:20). Не напрасно Дух Святой сказал чрез Исаию (пророка): се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть: с нами Бог (Ис. 7:14). Иисус исполняет значение имени Своего. Возшедый на небеса не оставляет избранных, Сидящий одесную Отца пребывает с тем же телом. Он долу утверждает человеков в терпении, а горе призывает к славе.
Мы не должны впадать в безумие при суетных, обольщающих нас, радостях мира, и не должны устрашаться во время несчастий и тяжких трудов. Но пoелику вся земля исполнь милости Господни (Пс. 32:5), то везде готова нам победа Христова, да исполнится слово Его: дерзайте, яко Аз победих мир (Ин. 16:33). Будем ли сражаться против гордости мира сего, или против похотей плоти, или против стрел лжеучителей, – всегда да будем вооружены крестом Христовым. И тот никогда не удалится от пасхального торжества, кто будет воздерживаться от дневной злобы, сохраняя чистоту истины: ибо при всей изменчивости сей жизни, исполненной столь многих скорбей, мы непрестанно должны помнить следующее наставление св. Апостола: Сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе: иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу: но Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестим быв, и образом обретеся якоже человек: смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя. Темже и Бог Его превознесе, и дарова Ему имя, еже паче всякого имене: да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних: и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп. 2:5–11).
Итак, подражайте тому, что Он делал, любите то, что Он любил. Как Он, обнищав не лишился богатств, не умалил славы уничижением, не потерял бессмертия чрез смерть: так и вы, шествуя теми же стопами и следуя по тем же стезям, презирайте земное для приобретения небесного. Наше житие на небесех есть, отъонудуже да ожидаем Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа: иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его (Флп. 3:20–21), живущего и царствующего со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь52.
* * *
Leo Magn. papa. Opera omnia. Lugduni, 1700 ann., tom. I, pag. 150–152; cp. Bibliot. Patr. Concionat. Combefis. 1662 ann., tom. IV, pag. 87–89; Воскресн. Чтен. XXIV (1860–61) г., 1–3 стр.