Беседа LXX. О девятом члене символа веры. О непогрешимости Церкви Христовой
Во едину. Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Вы знаете, братие, что истинная Церковь Христова есть соборная, иначе сказать, Кафолическая, или вселенская, потому что не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов. Эта вселенская Церковь Христова, братие, имеет то важное преимущество пред частными Церквами, что ей собственно принадлежат высокие обетования Спасителя, именно: что врата адова (силы ада, дьявол) не одолевают ей, (Мф.16:18), что Господь пребует с нею до скончания века (Мф.28:20), и что в ней пребудет слава Божия о Христе Иисусе во вся роды века (Еф.3:21). А отсюда следует, что вселенская Церковь Христова никогда не может ни отпасть от веры, ни погрешить в истине веры, или впасть в заблуждение. Целые государства и народы могут появляться на земле, процветать, падать и исчезать с лица земли, вселенская же Церковь Христова, при всех переворотах пребывает, и будет пребывать вечно, до самой кончины мира, неизменною и непоколебимою: она не ограничивается ни временем, ни народом. Отдельные люди и целые христианские общества могут погрешить и отпасть от истинной веры, но не может погрешить в истине веры вселенская Церковь Христова. Сам Господь обещал как вы слышали, братие, устроить Свою Церковь так, чтобы врата адовы не могли одолеть ее, и пребыть с нею до скончания века. Сверх сего Он обещал послать верующим Духа Святого, Который бы наставил их на всякую истину. Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, говорил Господь ученикам Своим, да будет с вами во век..., той вы научит сему, и воспомянет вам вся, яже рех вам (Ин.14:16,26). После таких ясных указаний слова Божия, никто не может, не уничтожая святого евангелия, сказать, чтобы Церковь Христова могла погрешить в истине веры. Если бы она могла погрешить в вере, то тогда бы это значило, что врата адовы одолели ее, что Господь и Дух Святой не пребывают с нею вечно. Но, братие, слово Спасителя неложно, небо и земля мимоидет, словеса же Его не мимоидут (Мф.24:35), посему мы и должны признать, что, если в Церкви всегда пребывает Господь и Дух Святой, наставляющий ее на всякую истину, то она не может погрешить в истинах веры. И слово Божие, братие, ясно и прямо называет Церковь столпом и утверждением истины. Да увеси, писал ап. Павел ученику своему Тимофею, како подобает в дому Божии жити, яже есть Церковь Бога жива, столп и утверждение истины (1Тим.3:15). Точно также, братие, и Отцы Церкви, пастыри и учители, во все времена единодушно учили о непогрешимости Церкви. Ученик Иоанна Богослова, св. Игнатий Богоносец говорит: «для того и приял Господь на главу свою помазание, чтобы сообщить Церкви неповрежденность». Святый Ириней, живший во втором столетии, пишет: «не должно у других искать истины, которую легко заимствовать от Церкви. Ибо в нее, как бы в богатую сокровищницу, Апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине, так что каждый желающий может принимать от нее питие жизни. Она есть дверь жизни». Св. Киприан так говорит о непогрешимости Церкви: «истинная, спасительная и святая вода Церкви (так называет св. Отец ее учение) не может измениться и повредиться, как и сама Церковь неповрежденна, чиста и целомудренна». О том же говорит блаж. Августин: «Церковь не уклонится во веки веков: ибо она есть предуставленный столп и утверждение истины», и св. Кирилл Александрийский: «Церковь непреоборима совершенно, имея Христа основанием и непоколебимою опорою». Taкие отзывы о непогрешимости Церкви встречаются у очень многих отцов и учителей Церкви. (Введение в пр. Богосл. М. м. м. 302 – 303 стр.). Точно также учили о непогрешимости Церкви христианские пастыри, жившие в ближайшие к нам времена. «Несомненно исповедуем, как твердую истину, говорится в послании восточных патриархов 1723 г., «что Кафолическая Церковь не может погрешать или заблуждаться, и изрекать ложь вместо истины; ибо Дух Святой, всегда действующий чрез верно служащих Отцев и учителей Церкви, предохраняет ее от всякого заблуждения» (12 чл.). Таким образом, братие, и слово Божие и св. Отцы и пастыри, и учители Церкви единогласно учат о ее непогрешимости.
Будем же, братие, твердо памятовать о том, что одна только православная Кафолическая Церковь Христова непогрешима в истинах веры, одна только она правильно сохраняет учение Христово. Будем же посему во всех своих недоумениях послушно обращаться к голосу Святой Церкви, как хранительнице истины. Особенно, братие, нужно помнить об этом в наше время в виду появившихся многих лжеучителей, которые будто бы своим умом узнали истину о Боге и богоугодной жизни, которой до них никто не знал. Но можно ли допустить, чтобы один человек, какого бы ума он ни был, в вопросах веры был непогрешимее св. Отцов, пастырей и учителей вселенской Церкви Христовой? Кроме того, чтобы познать учение Христово мало быть совершенным по уму, нужно иметь совершенство нравственное, нужно быть святым человеком. Но вы знаете, братие, что природа человека расстроена грехом первородным. Никто не может быть совершенным по уму человеком, а тем более нравственно совершенным. Если посему кто в деле веры будет мудрствовать только по своему, без всякого руководительства голосом вселенской Церкви, тот всегда будет заблуждаться. Св. Ириней, муж (ученик) апостольский, убеждая повиноваться вселенской Церкви, говорит: «в Церкви, как говорит Писание, Бог положил апостолов, пророков и учителей (1Кор.12:28) и всякое другое делание духовное, коего лишены все, кои не приходят в Церковь, но сами себя удаляют от истинной жизни своими худыми мыслями, и еще худшими поступками. Ибо где Церковь, там и Дух Божий, и где Дух Божий, там и Церковь и всякая благодать: ибо Дух есть истина. Посему те, кои непричастны Его, не питаются сосцами матерними для получения жизни, и в теле Иисуса Христа не находят для себя обильнейшего источника, но искапывают себе на земле кладенцы сокрушенные, и из лужи пьют гнилую воду, удаляясь от веры Церкви, дабы не быть к ней приведенными, и отвергая Духа, дабы не просветиться Им». (Пр. догм. Богосл. М. м. м. 2 т. 207 – 208 стр.). Будем же, братие, послушны святой Кафолической Церкви, твердо памятуя, что только она одна непогрешима в истинах веры. Аминь.
* * *
Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа