Беседа LXXI. О девятом члене символа веры. О необходимости принадлежать к церкви для получения спасения
Во едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
В прошедшей беседе, братие, мы сказали с вами, что Православная вселенская Церковь Христова непогрешима в истинах веры. Продолжим ныне свою беседу о том же, чтобы уяснить себе, как нужно правильно понимать это учение о непогрешимости Церкви.
Прежде всего, братие, нужно помнить, что непогрешима собственно Кафолическая вселенская Церковь. Отдельные лица и частные христианские общества могут погрешать в истинах веры, но непогрешимо все общество христиан в совокупности, все истинно верующие, совокупно и преемственно, по устроению Божию, составляющие из себя Церковь Христову. И при этом Церковь непогрешима не сама по себе, но силою Божиею. Не люди собственно, составляющие Церковь – тело Христово, а Сам Господь – глава Церкви силою Святого Духа сохраняет в ней во всей чистоте и неповрежденности Свое Божественное учение и предохраняет ее от заблуждений.
Орудием, чрез которое Дух Святой предохраняет Церковь от заблуждений, служат преемники Апостолов, пастыри и учители Церкви, и притом пастыри не одной какой-либо частной Церкви, но вселенской, потому что, как известно и как увидим с вами, братие, впоследствии, Сам Господь поручил именно пастырям учить людей, проповедовать и истолковывать учение Его.
Непогрешима Церковь только в содержании и понимании истин веры христианской, открытых в Свящ. Писании и свящ. Предании. Сам Господь обещал пребыть вечно с проповедниками именно учения Его и, следовательно, быть их Руководителем во время проповеди Слова Божия (Мф.28:20). Точно также и Дух Святой, по обетованию Спасителя, пребывает, и вечно будет пребывать с проповедниками именно учения Христова (Ин.14:26). Посему несправедливо было бы ожидать от Церкви непогрешимости и во всех тех истинах, которые не имеют никакого основания ни в Свящ. Писании, ни в свящ. Предании, и не относятся к существу Христианской веры, каковы напр., истины научные, философские, исторические и вообще такие, для которых основанием могут служить только свидетельства, или соображения людей, а не Свящ. Писание и Предание. Таким образом, непогрешимость Церкви состоит в том, что Господь Иисус Христос, предоставив пастырям ее хранить и проповедовать Божественное учение, никогда, благодатию Святого Духа, не попускает и не попустит всем им, а чрез них и всей пастве, уклониться от истинной веры. Следовательно, когда говорится, что Церковь непогрешима, то это значит не то, что она получает какие-либо новые откровения от Бога, а то, что она во всей целости и истинности соблюдает прежнее, завещанное ей Божественное учение: ей не приписывается того дара богодухновенности, которым обладали св. Апостолы, а приписывается одно только соприсутствие Духа Святого, предохраняющего ее от заблуждений.
Свое непогрешительное учение касательно той или другой истины веры Церковь предлагает чрез вселенские соборы, под которыми разумеется собрание пастырей и учителей Церкви по возможности со всей вселенной. На этих соборах изъяснены были почти все главнейшие истины христианской веры. Но не во вселенских соборах только сохранилось непогрешительное учение вселенской Церкви. Согласное учение пастырей Церкви о той или другой истине веры всех частных Церквей, хотя бы они и не собирались на собор, служит выраженьем также непогрешимости всей Церкви. Об этом согласии или несогласии всех частных Церквей можно узнать из принятых в тех церквах, так называемых, символических книг, посредством которых нарочито предлагается верующим толкование Божественного учения, из утвердившегося верования постоянной практики, принятых ими творений св. Отцов и учителей Церкви и наконец, из их взаимных сношений. В тех случаях, когда оказалась бы потребность в разрешении каких-либо недоумений и споров, можно испросить для этой цели письменные ответы от всех предстоятелей частных Церквей. Итак, братие, вселенская Церковь Христова никогда не может ни отпасть от веры, ни погрешить в истине веры, или впасть в заблуждение.
Из всего сказанного нами о непогрешимости вселенской Церкви само собою следует, братие, что каждый, желающий получить спасение, необходимо должен принадлежать к ней. Если частный человек и отдельные христианские общества могут уклониться от истинной веры, если истинное учение хранится только во вселенской Церкви, если кроме сего, как мы с вами ранее говорили, в ней учреждены Самим Иисусом таинства для освящения людей и поставлены особые лица для надлежащего совершения их, то и понятно, что только в этой вселенской Церкви и можно получить спасение. Иисус Христос, по изречению Апостола Павла, есть Глава Церкви и Спаситель тела (Еф.5:23), следовательно, чтобы иметь участие в Его спасении, необходимо нужно быть членом Его тела, то есть Кафолической Церкви. Апостол Петр пишет, что крещение спасает нас по образу Ноева ковчега (1Пет.3:20–21). Как во время потопа спаслись только те, которые находились в ковчеге Ноевом, так и спасение могут получить только те, которые принадлежат ко вселенской Церкви Христовой. Так и учили об этом св. Отцы Церкви. «Не обольщайтесь, братия моя», писал св. Игнатий Богоносец, ученик Иоанна Богослова, Филадельфийцам, – «кто следует творящему раскол, тот не наследует Царствия Божия». «Всякий отделяющийся от Церкви», говорит св. Киприан, «присоединяется к жене незаконной, и делается чуждым обетований Церкви; оставляющей Церковь Христову, лишает себя наград, предопределенных Христом. Он чужд для нее, он непотребен ей, он враг ее. Не имеющий матерью Церкви, не может иметь отцем своим Бога». «Всякий, отделившийся от общения с Церковью», говорит блаж. Августин, «хотя бы жизнь его была достойна похвалы, за то одно беззаконие, что отторгся от единения со Христом, не будет иметь жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Пр. догм. Богосл. М. м. м. II т. 207–209 стр.).
Будем же, братие, всегда памятовать, что только во вселенской Церкви сохраняется истинное учение Христово, что вне ее нет спасения, что кому Церковь не мать, тому Бог не Отец, и посему будем твердо держаться вселенской Церкви Христовой и всегда пребывать в союзе с нею. Аминь.
* * *
Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа