Библиотека
Церковная библиотека состоит преимущественно из богослужебных книг; есть, впрочем, несколько и других старопечатных книг.
Исчислим, более замечательные рукописи и книги.
Рукописи
1 Служба преподобному отцу нашему Тихону, Калужскому чудотворцу, июня 16 дня. Рукопись писана полууставом, на простой бумаге, в 1/4 долю листа без обозначения года, в кожаном переплете. В начале этой рукописи, на обороте белого листа, находится надпись: «по сей службе праздновать благословляем, 15 июня 1805 года, Феофилакт епископ Калужский и Боровский.
2 Синодик, писанный полууставом (см. в особом описании).
3 Вкладная книга, писана полууставом (см. в особом описании).
4 Краткая хронология или показание лет от начала мира по тысячу семьсот семидесятый (здесь в заглавии недописка) год по Рождеству Христову, разделенная на семь веков по церковному стилю. Эта рукопись писана на простой бумаге в лист, без обозначения имени сочинителя и года, в кожаном переплете. Летопись доведена до 1774 года, как видно из следующего ее окончания: «отселе начинаются лета благополучного и вожделеннейшего государствования благочестивейшей великой Государыни Нашей Императрицы Екатерины Алексеевны, которых по тысячу семь сот семьдесят четвертый по Рождеству Христову год, состоит одиннадцать и шесть месяцев».
Старопечатные книги
1) Евангелие напрестольное, печатанное во Львове, иждивением львовского братства, в 1644 году, мая 25 дня, в типографии Михаила Слезки, 2 изданием. На заставках имя резчика: иеродиакон Георгий.
Без оклада, оболочено по доскам темно фиолетовым бархатом.
2) Патерик Печерский, киевского издания 1655 года. Надпись по листам: «рейтарского строя ротмистр Артемий Агеев сын Юрковской дал сию книгу патерик, жития св. отец Печерских чудотворцев, вкладу, Ярославского уезда малого, в дом Пресвятой Богородицы Успению Тихоновой пустыни за семь рублей при игумене Ионе, да при келаре старце Авраамии и тот мой вклад записать во вкладную книгу и поминать моих родителей и написать в синодик против моего поминания».
3) Святого Григория Богослова поучения, Василия Великого
беседы на шестоднев, Афанасия Александрийского слова на Ариан, и Иоанна Дамаскина книга небеса. Перевод с греческого иеромонаха Епифания Славинецкого. Напечатана в Москве 1665 года в два столбца.
4) Меч духовный, сочинение Лазаря Барановича архиепископа Черниговского, киевское издание 1666 года.
5) Книга, содержащая Историю или повесть святого и преподобного отца нашего Иоанна, иже от Дамаска, о преподобном отце Варлааме пустынножителе и о Иоасафи царе индийском. В царствующем граде Москве, в типографии верхней, в лето 1680. На заглавном листе в рамке резное на дереве изображение аллегорической фигуры мира и брани с надписью: «начертал Симон Ушаков 7188 года».
6) Устав церковный. По листам надпись «Лета 7195 (1687) декабря в 6 день, сию книгу, устав, дал в дом Пресвятой Богородицы честного и славного Ее Успения, в Тихонову пустынь, стольник Михаил Артемьевич Камынин, по своим родителям в вечный помин».
7) Триодь цветная, московской печати, в лист, 169 года. Надпись по листам: «1701 года месяца декабря куплена сия книга, глаголемая триодь цветная, в монастырь Тихона Чудотворца, что в уезде Ярославца-малого, при наместнике иеромонахе Антонии, на деньги строителя монаха Ионы бывшего Шаровкина монастыря».
8) Евангелие учительное иеромонаха Кирилла Транквиллиона в лист, печатано в Уневском монастыре 1696 года; на заглавном листе рисунок и имя резчика: «року 1696 иеромонах Никодим».
9) Апостол московской печати 1745 года, с надписью: «дана сия книга в Тихонову пустынь в церковь Преображения Господня той же пустыни наместником иеромонахом Тихоном 1755 года».
10) Каноны Богородичные с малым повечерием, в ¼ долю листа, киевского издания 1746 года.
11) Следованная псалтирь в лист киевской печати 1750 года
12) Книга Аввы Дорофея, в ⅛ долю листа, виленского издания 1767 года.
Сверх того монастырская библиотека состоит из книг духовно-нравственного и исторического содержания, пополняемая ежегодно выпискою новых книг и духовных периодических изданий. В числе исторических книг есть в ней вся «древняя Вивлиофика», издание Николая Новикова.
* * *
Никакой грех, пишет св. Иоанн Златоуст, Бога не раздражает так, как раскол; хотя бы и бесчисленные добрые дела раскольники делали, но ничего не пользует. Не меньшие казни раскольники воспримут, как и те которые Христа распинали. Ни кровь мученичества греха, раскола загладить не может. См. Толкование на 14 послан. Св. Апостола Павла, гл. 4, послание к Евфесям. Беседа 2. Киевское издание 1623 года.