Источник

Беседа LXVIII. О девятом члене символа веры. О святости Церкви Христовой

Во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь.

Истинная Церковь Христова, как вы знаете, братие, есть едина. В девятом члене символа веры указывается еще другое свойство ее, именно она называется святою. Церковь называется святою потому, что Сам Господь освятил ее Своим учением, молитвою, страданиями и таинствами.

До пришествия в мир Господа Иисуса Христа над всеми людьми, как мы уже говорили с вами, братие, тяготел прародительский грех со всеми его последствиями. Люди помрачены были в разуме своем, не знали истинного учения о Боге, не знали пути, по которому они должны были идти, чтобы достигнуть спасения. Господь, благоволивший спасти род человеческий, открыл людям свет истины и указал путь к достижению святости и спасения. Учение Его, усердно принимаемое христианами, становится в них семенем святой и бессмертной жизни и приводит их ко спасению. Пред Своими страданиями в Своей первосвященнической молитве Господь молился Богу Отцу, чтобы Он освятил верующих, то есть, Церковь Его, Своею истиною: святи их во истину Твою: слово Твое истина есть. И за них Аз свящу Себе, да и тии будут священи во истину (Ин.17:17–19). В этих словах Господь молил Бога Отца, чтобы Он освятил верующих тем истинным учением, которое Он преподал людям. Таким образом, Церковь освящена учением и молитвою Иисуса Христа.

Первородный грех не только помрачил разум людей, но, как мы говорили, подверг их проклятию, удалил от Бога. Посему надлежало Господу Иисусу Христу не только просветить людей светом истины, но и примирить их с Богом. И действительно, Господь воплотился нас ради человек и нашего ради спасения, взял на Себя грех наш, понес за него наказание, пострадал, умер и воскрес. Чрез это Он примирил нас с Богом, избавил нас от греха, проклятия и смерти. Но первородный грех, помрачив разум людей и удалив их от Бога, вместе с этим извратил и волю их, сделал ее более наклонною к злу, нежели к добру. Посему и Господь, примирив людей с Богом, устроил на земле Свое благодатное Царство, в котором установил Таинства. Чрез них Он подает верующим благодать Святого Духа, которая усвояет людям крестные заслуги, подает им помощь к ведению доброй, нравственной жизни, освящает их и соделывает святыми. Посему в том обществе людей, в котором есть таинства, есть и освящение, и это общество составляет Святую Церковь. Таким образом, Церковь свята и потому, что она освящена Самим Иисусом Христом чрез Его страдания и таинства. Об этом ясно учит и слово Божие. «Христос возлюбил Церковь», говорит Ап. Павел, «и предал Себя за нее (то есть пострадал), чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф.5:25–27).

Но хотя Церковь Христова есть свята, однако к ней принадлежат не одни только праведные, но и грешные члены. Вы знаете, братие, что по учению слова Божия, нет ни одного совершенного на земле человека, что все люди грешны пред Богом. Сам Иисус Христос уподоблял Церковь Свою то полю, в котором по воле домовладыки купно растут до жатвы и пшеница и плевелы, то неводу, который извлекает из моря и худые и хорошие рыбы, указывая этим, что до второго пришествия Его к Церкви будут принадлежать и праведники и грешники. Посему и Сам Господь установил в Церкви таинства покаяния и причащения, в которых согрешающие могут очищаться от всех грехов своих и соделоваться святыми, и таким образом раскаивающиеся грешники не препятствуют Церкви быть святою.

Что же касается нераскаянных грешников, так напр., отступников от веры, еретиков, извращающих учение Христово, и отщепенцев, раскольников, хульников Церкви Христовой, то они уже перестают быть членами ее: они или видимым действием Церковной власти или невидимым действием суда Божия, как мертвые члены, отсекаются от тела Церкви.

Сам Господь Иисус Христос дал право Церкви выделять из своей среды негодных членов, когда сказал: скажи Церкви, а если и Церкви не послушает; то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф.18:17). Равно и Апостол Павел писал коринфским христианам, по случаю появившегося среди них великого грешника: и извергните развращенного из среды вас (1Кор.5:13), давая этим Коринфской Церкви право отлучать из своей среды негодного члена. Церковь действительно пользовалась и пользуется этим правом, так напр., на вселенских соборах были отлучаемы от общения церковного нераскаянные грешники: Арий, Македоний и другие. Такое право суда Церкви над нераскаянными грешниками называется анафематствованием. О слове «анафема» нужно заметить, братие, что она нередко понимается нашим народом неправильно. Оно значит не проклятие, как многие понимают, а отделение, отлучение. Церковь анафематствует негодных членов, – это значит, что она не проклинает их, а только отлучает, иначе сказать, свидетельствует, что негодные члены своими тяжкими грехами и нераскаянием сами отдаляют себя от Церкви, не принадлежат к ней, и посему предоставляет их наряду со всеми неверными, по выражению Ап. Павла, внешними, воле Божией (1Кор.5:13). Иногда вместе с судом Церкви одновременно бывает и суд Божий. Так было напр., с еретиком Арием. Арий был отлучен от Церкви на первом вселенском соборе. После суда различными хитрыми мерами он добился от царя Константина того, что ему позволили опять присоединиться к Церкви, хотя он продолжал держаться своей ереси. Торжественное присоединение его назначено было в одной константинопольской Церкви, но суд Божий поразил еретика в самый день, назначенный для его присоединения: на самом пути в храм Арий, пораженный внезапною болезнью, умер.

Но по большей части, братие, нераскаянные грешники отлучаются от Церкви невидимым действием суда Божия. Сам Господь сохраняет Святость Своей Церкви и знает истинных членов ее. Если кто из членов Церкви ведет нераскаянную греховную жизнь, того Он перестает знать членом Церкви и над ним совершается невидимый суд Божий. В таком положении грешник совершенно ожесточается в своем неверии или грехе, так что не действует на него благодать Божия, и он уже не принадлежит к Церкви Христовой. «Твердое основание Божие (то есть Церковь) стоит», учит Ап. Павел, «имея печать сию: познал Господь своих; и: да отступит от неправды всякий исповедующий имя Господне» (2Тим.2:19). Следовательно, знает Бог членов Своей Церкви, и нераскаянные грешники не нарушают святости Церкви.

Из всего сказанного нами о святости Церкви вы видите братие, что Церковь освящена Самим Иисусом Христом чрез Его учение, чрез Его молитву, страдания и чрез Таинства. Отсюда понятно, что только то общество христиан составляет Церковь Христову, которое неповрежденно сохраняет учение Христово и установленные Им таинства, чрез которые усвояются верующими искупительные заслуги Иисуса Христа, Его крестные страдания и смерть, и подается освящающая и спасающая их благодать Святого Духа. Будем хранить, братие, учение Христово, будем искать освящение себе в святых таинствах, будем жить так, чтобы быть достойными членами святой Церкви Христовой, будем раскаиваться во грехах своих и исправлять недостатки свои. Церковь Христова, как чадолюбивая мать, носит нас, не смотря на грехи наши, в недрах своих, призывает к покаянию, заботится об исправлении нашем и доставляет нам освящение. Но не будем, братие, злоупотреблять любовью Церкви. Особенно нераскаянные грешники пусть не обольщают себя тем, что Церковь не подвергла их видимому отлучению. Сам Господь хранит святость Церкви, а Он знает, как вы слышали слова Апостола, только Своих и, чтобы сохранить Церковь святою и непорочною, отлучит от нее нераскаянных грешников. Аминь.

* * *

1

Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа


Источник: Москва. Университетская типография, Страстной бульвар. 1897. (Отдельный оттиск из №№ Душеполезного Чтения 1880—1897 гг.). От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется Москва. Августа 20 дня 1897 года. Цензор Протоиерей Иоанн Петропавловский.

Комментарии для сайта Cackle