Источник

Беседа LXIX. О девятом члене символа веры. О названии Церкви Соборною

Во едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Истинная Церковь Христова есть едина и святая. В девятом члене символа веры указано третье свойство ее, именно она называется соборною. Церковь называется так потому, что не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов. Господь наш Иисус Христос приходил на землю, как мы с вами уже говорили, братие, не для одного какого-либо народа, и не для некоторых людей, но для всех вообще, чтобы спасти их от греха, проклятия и смерти. Он принес Себя в жертву за всех людей, всем приобрел благодать и спасение (Ин.3:15–17;6:51;12:47; 1Ин.2:2; Рим.3:28–30) и хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1Тим.2:4). Следовательно, все люди, в какой бы стране и в какое бы время они ни жили, к какому бы народу ни принадлежали, какого бы звания, состояния и возраста ни были, все могут получить спасение. Чтобы люди могли воспользоваться крестными заслугами Спасителя, – получить спасение, Он устроил на земле свое благодатное Царство, Церковь, члены которой в установленных Им Самим таинствах, чрез назначенных Им же лиц, могут получать освящающую их благодать Святого Духа. А посему членами этой Церкви могут быть все, желающие получить спасение, где бы и когда они ни жили, и к какому бы народу ни принадлежали. Церковь Христова, таким образом, собирает под свое руководство верующих всех мест, времен и народов, и посему называется соборною. В этом же смысле она называется кафолической (то есть распространенною по всей земле), или вселенскою Церковью.

Указанное нами понятие о Церкви Христовой основано на слове Божием. Что Церковь Христова не ограничивается никаким местом, об этом ясно говорит Ап. Павел в послании к Колоссянам: благовествование существует во всем мире, и есть плодоносно и растимо (Кол.1:5–6). Это значит, что учение Христово распространяется по всему миру и приносит плод и возрастает, то есть находит себе последователей по всему миру, которые составляют собою Церковь Христову.

Что Церковь Христова не ограничивается никаким временем, – это ясно можно видеть из слов Иисуса Христа: созижду Церковь Мою, и врата адовы (силы ада) не одолеют ей (Мф.16:18). Сам Господь обещал пребыть в ней до скончания века (Мф.28:20). Следовательно, она будет существовать до скончания века, и никакая сила не может прекратить существования ее. «Церковь пребудет на сей земле», говорит блаж. Августин, «не на краткое время, но до конца века; Церковь не будет побеждена, не искоренится, не уступит никаким искушениям, доколе не настанет конец мира» (Догм. Богосл. М. М. 243 ст. 2 т.). Как во времена после Апостолов при распространении Церкви Христовой были воздвигнуты на верующих со стороны язычников тяжелые гонения, и не смотря на это она не поколебалась в своем основании, так точно и теперь она стоит твердо, несмотря на то, что у нее есть много врагов внутренних, которые волнуют ее своими лжемудрствованиями. Будет существовать Церковь Христова, как мы с вами говорили, и во времена антихриста, когда особенно сильно распространится нечестие и неверие между людьми, – будут законные пастыри и будет совершаться таинство св. причащения (1Кор.11:26).

Не ограничиваясь местом и временем, Церковь Христова не ограничивается также и народом. В Церкви Христовой, говорит Ап. Павел, нестъ Еллин, ни Иудей, обрезание и необрезание, варвар и Скиф, раб и свобод: но всяческая и во всех Христос (Кол.3:11), то есть в число членов Церкви Христовой безразлично может вступать и грек, и иудей, принявший обряд обрезания и не принявший, варвар и Скиф, раб и свободный; короче сказать, всякий, к какому бы то народу ни принадлежал, какого бы звания и состояния не был. Тот же Апостол говорил против евреев, которые думали, что одни они только в силу своего происхождения от Авраама будут наследниками царства Христова: сущие от веры благословятся с верным Авраамом (Гал.3:9), т. е. вообще все правоверующие во Христа, без различия происхождения, получат благословение и участие в Царстве Христовом вместе с верным Авраамом. Известно также, что апостолы после сошествия на них Святого Духа проповедывали только между иудеями и самарянами, почитая язычников нечистыми и недостойными к вступлению в Церковь Христову. Но Сам Господь вразумил Апостола Петра. В видении был показан ему сосуд, в котором находились всякие четвероногие земные звери, пресмыкающиеся и птицы небесные, и слышан был голос, повелевающий ему заколоть и есть. Апостол ответил: «нет Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого» (Деян.10:14). Вновь послышался голос: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Деян.10:15). Этим видением Господь вразумлял Апостола Петра, чтобы он не почитал язычников нечистыми и принимал бы их чрез крещение в Церковь Христову. «Вы знаете», говорил Ап. Петр Корнилию и бывшим с ним в доме другим язычникам, «что иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником: но мне Бог открыл, чтоб я не почитал ни одного человека скверным или нечистым» (Деян.10:28). Отсюда понятно, что всякий, к какому бы народу ни принадлежал, может принадлежать к Церкви Христовой.

Будучи соборною или вселенскою, наша православная Церковь называется также восточною. Но это название нисколько ни противоречит вселенскому характеру Церкви Христовой. Она называется восточною не потому, чтобы ограничивалась каким-либо местом, именно востоком, а по особым воспоминаниям. В раю, который был насажден на востоке, была основана и первая церковь безгрешных прародителей Адама и Евы. Там же, по грехопадении, положено было основание ветхозаветной церкви. Принадлежавшие к ней евреи получали спасение чрез веру в обещанного Спасителя. На востоке в земле иудейской, в нынешней Палестине, где находится священный город Иерусалим, Господь наш Иисус Христос, совершив дело спасения нашего, положил начало Своей собственно Христианской Церкви. Оттуда распространилась она по всей вселенной; и до ныне православная кафолическая вселенская вера, семью Вселенскими соборами утвержденная, в первоначальной своей чистоте неизменно сохраняется в древних церквах восточных, каковы иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, и в единомысленных с восточными, какова есть, благодатию Божиею, и Всероссийская Церковь.

Итак, братие, восточная православная церковь есть соборная, или что тоже кафолическая или вселенная, потому что не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом. Она с любовью призывает под свой кров всех, к какому бы кто народу ни принадлежал, какого бы звания и состояния ни был. Научимся же, братие, отсюда обнимать своею христианскою любовью всех людей и присных в вере, и тех, которые не принадлежат к православной церкви. Будем молить Бога, братие, чтобы Он утвердил церковь свою на земле, сохранил членов ее в вере, единомыслии и любви и чтобы ввел в ограду ее и тех, которые еще не принадлежат к ней. Аминь.

* * *

1

Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа


Источник: Москва. Университетская типография, Страстной бульвар. 1897. (Отдельный оттиск из №№ Душеполезного Чтения 1880—1897 гг.). От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется Москва. Августа 20 дня 1897 года. Цензор Протоиерей Иоанн Петропавловский.

Комментарии для сайта Cackle