Ризница
В главной описи Тихоновой пустыни значится напрестольных евангелий три, из них наиболее замечательны:
1) Евангелие в лист, на полуалександрийской бумаге, златообрезное, обложено ветхим рыжим бархатом, печатано в Москве 1748, при императрице Елизавете Петровне. Верхняя и нижняя дска и две застежки обложены серебром с позолотою, чеканной работы, с изображениями на лицевой дске, в средине Воскресения Христова, а на углах четырех евангелистов. Вокруг дски вычеканено в виде бордюра с изображением по углам херувимов. На нижней дске изображение Богоматери всех Скорбящих радости с Предвечным Младенцем, держащей в правой руке скиптр; по углам дски звездочки с полу ножками, вокруг вычеканено в виде бордюра. На застежках изображение апостолов Петра и Павла. Весу в окладе 3 ф. 90 золотников.
2) Евангелие в полулист, московской печати 1694 года, окладное. На верхней дске средник и наугольники серебряно- позолоченные, а на задней средник решетчатый четырех- угольный плоский Оклад 1825 года.
Кресты.
В главной описи значится напрестольных крестов три:
1) Крест серебро-позолочен четырехконечный небольшой с изображением (резьбою в глубь), распятия Христова, обнизан вокруг жемчугом средней величины и украшен 4 камнями: два аметиста и два изумруда, в верху креста приспособлен особый киотец с изображением Господа Саваофа, на обороте написано: часть ризы Господней положена в средине креста. Кроме сего, внутри креста вложены частицы св. мощей разных угодников Божьих, имена коих означены в надписи на обороте креста: « Млеко Богородицы48, мощи св. Григория богослова, мощи апостола Андрея, апостола Варнавы, апостола Анания, Григория Нового, Стефана Нового, без серебреника Дамиана, мученика Кириака, св. Тихона, Николая Чудотворца, Михаила Синадского, Игнатия Богоносца, Иакова Персского, Игнатия апостола Тимофея, мученика Артемия, мученика Акепсима, Георгия Нового, мученицы Феклы, риза пр. Пафнутия, Воровского, апостола Варфоломея. Вес крест вставлен в особый киот в виде иконы, лицевая сторона коей покрыта окладом серебряно позолоченным с изображением на 4 углах (резьбою вглубь) 4 евангелистов, а икона вставлена в серебряный ящик со стеклянною крышечкою. Пожертвован, в память проживавшего некоторое время в здешней пустыни и скончавшегося тут же от холеры в 1855 году отставного штаб ротмистра Сергея Кирилловича Нарышкина, наследником его А. Д. Башмаковым.
2) Крест, серебренный вызолоченный чеканной работы, восьмиконечный во внутреннем деревянном кресте вложены частицы св. мощей угодников Божиих: в средине великомученика Георгия. Вверху перст от гроба Господня, с правой стороны мощи св. мученика Димитрия, с левой св. великомученика Феодора Тирона, внизу риза пр. Ефрема Новоторжского. На окладе в середние изображено чеканное распятие Господне по сторонам с предстоящими: Богоматерью, Мариею Магдалиною, Иоанном Богословом и Логгином Сотником; вверху два ангела и херувимы, внизу св. Николай Чудотворец. На рукояти с нижней стороны надпись «лета (1672 года) построен сей крест при игумене Ионе при келаре Авраамии при казначее Моисее»; весу во всем кресте с окладом 1 фунт 46 золотников.
3) Крест серебряный вызолоченный чеканной работы, восьмиконечный, внутри его в деревянном кресте вложены частицы мощей св. угодников Божиих: в средине пр. Пимена Великого, вверху пр. Феодора Сикеота: с правой стороны св. мученика Лукиана, с левой св. Спиридона, внизу св. бессеребреннков Космы и Дамиана и св. апостола Филиппа. На окладе с лицевой стороны изображено распятие Господне с предстоящими: Божьею Матерью, Иоанном Богословом, Мариею Магдалиною и Логгином Сотником, вверху – ангелы с херувимами, внизу св. князь Владимир. На рукояти с нижней стороны следующая надпись: «лета (1667) июля в построен крест с мощами в дом пресвятой Богородицы в пустыню Тихона Чудотворца Амафунского при отце игумене Ионе и при келаре Авраамии, еже о Христе всея братии». В кресте весу с деревом 1 Фунт 48 золотников.
Сосуды
В главной описи значится, сосудов серебряно позолоченных со всеми принадлежностями три, из них наиболее замечательны:
1) Сосуды серебряно позолоченные искусной работы, в виде снопа, из коего выходит чаша; перемычка и стебли белые матовые, а колосья и поле поддона золоченые; кругом поддона цветочная гирлянда, по краям надпись: «омой Господи Иисусе Христе, кровью Твоею честной грехи рабов Твоих усердствующих тебе: Михаила, Феодора и прочих соусердствующих». Св. изображения на чаше также позолочены и окружены серебряными матовыми венками, надпись на краю чаши обычная: «Тело Христово примите» и прочее.
Сделан в 1859 году в Петербурге от усердия инженер- капитана корпуса путей сообщения М. Н. Русакова. К чаше дискос и прочие принадлежности. Сосуды укладываются в футляре кожаном, выложенном внутри бархатом.
2) Сосуд серебряный позолоченный чеканной и по местам резной работы, на чаше коего, между накладною матовою резьбою, четыре образа на финифти, осыпанные вокруг простыми стразами: Иисус Христос, Божия Матерь, Иоанн Предтеча и распятие Христово, и на поддоне четыре образа на финифти же, осыпанные вокруг простыми стразами: сидящий в темнице Христос Спаситель, несение креста, положение во гроб и моление о чаше; по краям вокруг чаши вырезаны слова: «Тело Христово примите» и прочее. Весу в нем 3 фунта.
Дарохранительницы
В главной описи значится две дарохранительницы, из них наиболее замечательна:
1) Дарохранительница серебряная вызолоченная чеканной работы о трех ножках, по сторонам коих вычеканены по два херувима; нижняя часть дарохранительницы состоит из поддона полукруглой Формы, на коем вычеканены с передней стороны: положение во гробе Христа Спасителя, с предстоящими ангелами, а с противоположной устроен ящичек для хранения св. даров. На поддоне устроено восемь колонн с капителями, над коими утверждается арка, украшенная пятью простыми разноцветными камнями, оправленными в серебро и осыпанными вокруг простыми белыми стразами. В средине между колоннами изображено моление о чаше; над аркою в сиянии преображение Господне с апостолами Петром, Иаковом и, Иоанном. Сия дарохранительница пожертвована неизвестным; в ней весу 9 фунтов 38 золотников.
Из церковных облачений, которыми, благодаря заботливости настоятелей и, в особенности, покойного игумена Геронтия обитель Тихонова не скудна, заслуживают внимания:
Ризы и стихари
В главной описи значится 16 риз, из них наиболее замечательны:
1) Ризы парчи по серебряной земле золотые травы, обложены золотным гасом, с серебренными звездочками; пожертвованы отставным полковником Н. И. Шепелевым в 1852 году.
2) Ризы для соборного служения (три ризы и два стихаря) золотной парчи с серебряными травами, обложены гасом золотным с серебренными звездочками. Пожертвованы на погребение И. И. Шепелева 15 ноября 1859 года.
3) Ризы золотной парчи с серебряными разводами; на них крест и звезда шиты золотом, серебром и блестками с сиянием. Обложены по оплечью, и подольнику гасом золотным широким. Пожертвованы от гг. Луниных.
4) Ризы золотной парчи с шелковыми разноцветными цветами и букетами, обложены широким золотым гасом. Пожертвованы в 1861 году С. Н. Жуковой.
Воздухи
В главной описи значится восемь, из коих лучшие:
1 Воздух и два покровца разрезные малинового бархата, шитые разными узорами золотом и серебром, обложены вокруг бахромою золотною, подложены атласом голубым; работы Московского Вознесенского Девичьего монастыря. пожертвованы от неизвестного.
2 Воздух и два покровца разрезные по темно зеленому бархату шитые: цветы, гроздья и колосья – золотом и серебром с блестками; кресты на них шиты золотом и серебром, обложены бахромою золотною, подложены атласом фиолетовым. Пожертвованы М. И. Головиной.
3 Воздух и два покровца разрезные по темно синему бархату, шиты белыми бусами, блестками и серебром, обложены вокруг серебреною бахромою. Пожертвованы О. И. Жуковой в 1854 году.
Покровы
Есть также несколько парчовых и бархатных покровов на раку преподобного Тихона чудотворца, из коих лучшие.
1 Покров рытого бархата, по золотой земле, с малиновыми и зелеными цветами, с подножием гаса золотного, обложен вокруг таким же гасом, обнесен вокруг бахромою золотною широкою, на углах 4 золотные кисти, подложен белою тафтою. Пожертвован Е. С. Сокоревой.
2 Покров рытого бархата, позолотной земле, с зелеными цветами, обложен золотным гасом и бахромою. Пожертвован медынскою помещицею М. И. Головиной.
* * *
Так обычно называется раствор, камня млечного цвета – из Вифлеемской пещеры, в которой укрывалась несколько времени Божия Матерь с Предвечным Младенцем до своего бегства в Египет. Благочестивое предание говорит, что когда Матерь Божия кормила грудью Божественного Младенца, капля млека, упав в землю, придала ей млечный цвет и целебную силу, отчего земля эта и доселе именуется «млеком Божией Матери» и употребляется местными христианами, как целебное средство от всех болезней.