Сретенкий кладбищенский скит калужской Тихоновой пустыни
В означенном скиту храм во имя Сретения Господня. Заложен 1867 г. июня 10, в субботний день, по благословению преосвященнейшего Григория, епископа калужского и боровского – усердием малоярославской помещицы Екатерины Авраамовны с сыном ее Александром Николаевичем Ларионовым. Окончен постройкою в 1871 г. Храм каменный, имеет форму креста. В этом храме 8 окон, в нижнем этаже этого храма, предназначенном для погребения умерших тоже 8 окон. Внутри храма пол деревянный, паркетный. Длина храма: от западных дверей до солеи 141/4 аршин. Солея до царских врат 42/4 аршин. От царских врат через горнее место до стены 9 аршин. 5 верш. От северных до южных дверей 19 аршин. 14 верш., а ширина трапезной части... Ширина алтаря 8 аршин. 5 вершков. Стены храма внутри оштукатурены. В куполе изображение масляными красками Воскресения Господа, с ангелом и женами.
Алтарь. В нем престол на четырех дубовых поясках. Внутри крест с мощами дубовый. Доска верхняя кипарисная. Высота 1 аршин. 6 вершков. Освящен 18 июня 1871 г. архиепископом калужским и боровским Григорием.
Жертвенник тоже на дубовых ножках. Высота его 1 аршин. 6 вершков. Ширина с передней стороны 1 аршин. 2 вершка, с боковой – 1 аршин 3 вершка.
Иконостас украшен резьбою и колонами витыми, весь вызолочен, одноярусный, соснового дерева. Вершину иконостаса украшает 8ми-конечный, золоченый крест.
К югу от этого храма выстроен деревянный корпус, на каменном фундаменте, разделенный капитальною стеною на 2 половины. В одной помещается домовая теплая церковь, а во второй помещается братия. Корпус этот от запада к востоку имеет длины 27 аршин, ширины 10 аршин. Обит снаружи тесом и покрыт железом. Над алтарем храма (д. церк.) крест деревянный, обитый железом. Храм выстроен в 1872 г. во имя Б. М. «Калужския". В храме 10 окон. Длина храма внутри 25¾ аршин, из коих длина притвора 4½ аршин, длина трапезной вплоть до иконостаса 63/4 аршин, длина алтаря 4½ аршин, ширина притвора, трапезной и алтаря одинаковые – 9¼ аршин.
Алтарь. Престол в нем на 4 дубовых ножках, внутри крест с мощами. Верхняя доска кипарисная. Вышина 1 аршин, 6 вершков, ширина 1 аршин, 6 верш. Освящен Григорием архиепископом калужским и боровским. Жертвенник на дубовых ножках. Крышка такая же. Высота 1 аршин, 6 вершков. Ширина 1 аршин, 2 вершка, и 1 аршин, 3 вершков. Иконостас одноярусный, соснового дерева, окрашен масляною краскою, с вызолоченными колоннами.
Отдельно от храма Сретения Господня к западу на расстоянии 5 сажен, находится колокольня в два яруса, с высоким башенным в виде шпица верхом. Нижний ярус собственно под колокольнею составляет круглая арка, в коей устроены ворота с деревянными из двух половин щитами на железных прутьях, а с боков арки пристроены жилые кельи, тоже каменные. Верхний ярус выведен восьмиугольником, с пролетными окнами, в них решетки в 1/3 окна из точеного балясника.
К северо-западу от того же храма выстроен деревянный корпус, на каменном фундаменте, образующем в себе подвал во весь корпус. В этом корпусе находится трапезная, кухня и братские кельи.
К северо-востоку от сего корпуса выстроен деревянный корпус на каменном фундаменте без подвала.
К западу от теплого храма домовой церкви выстроен деревянный корпус на каменном фундаменте, без подвала. Между этих строений посредине находится колодец. Вся площадь между храмами, жилыми строениями, колокольнею и колодцем усажена плодовыми деревьями (прививками).
Все это обнесено вокруг каменною оградою, длина двух долевых стен – 65 сажен, длина поперечных – 61 сажен, в квадрате 3965 сажен. По углам этой ограды небольшие башни с главками под железною крышей. Из ограды двое ворот: святые под колокольнею на запад и южные – в них щиты дощатые на железных петлях.
Вне ограды находятся несколько жилых строений (корпусов). Тут же находится сад и довольно порядочная школа для различных прививок; сад этот окопан канавою и огорожен плетнем. Кругом всего строения мелкий-лес разной породы. Земли всей под строением, лесом, пашнею, сенокосами и прочими местами 320 десятин 432 сажен.
В этом скиту, между прочим, читается постоянно псалтирь, так называемая «Неусыпаемая». Братство здесь небольшое, человек около 30. Службы бывают по субботам, воскресеньям и праздничным дням. Заведует скитом иеромонах из Калужской Тихоновой пустыни. Скит от обители находится в 8-верстах к северо-востоку.
Скит устроен старанием настоятеля Калужской Тихоновой пустыни, архимандрита Моисея и находитсянепосредственным его же управлением.
* * *
Никакой грех, пишет св. Иоанн Златоуст, Бога не раздражает так, как раскол; хотя бы и бесчисленные добрые дела раскольники делали, но ничего не пользует. Не меньшие казни раскольники воспримут, как и те которые Христа распинали. Ни кровь мученичества греха, раскола загладить не может. См. Толкование на 14 послан. Св. Апостола Павла, гл. 4, послание к Евфесям. Беседа 2. Киевское издание 1623 года.
2 См. Историч. Описание Москов. Ставропигиального Донского монастыря, состав. И. Е. Забелин. М. 1865 г. in 8о стр. 13, 14 и 64, а также описание документов и бумаг, хранящихся в Московском Архиве Мин. Юстиции, кн. I, Спб. 1869 г. in 8о, стр. 119 и 120, где показано и читаем: Малоярославец. § 1225. 7197 (1688) г. ноября. Подлинная межевая книга приписной к Донскому монастырю вотчинной земли Тихоновой пустыни в Товарковском стане, межевания стольника Степана Федоровича Юшкова и подьячего Егора Извекова. К. 10330, л. 135–143. Копии с нее: к. 920, л. 62 об-70 и к. 921, л. 29–37. § 1228. 7202 (1693) года, 11 Октября. Подлинная межевая книга вотчинной земли Тихоновой пустыни, приписанной к Донскому монастырю, в селе Товаркове (Товарковского стана) межевания стольника Петра Петровича Жадовского и подьячего Леонтия Антипина. К. 10330, л. 130–134. Копии с нее: К. 920, л. 57–62 и К. 921, л. 24–28.
См. Описание основанного сим Пр. Тихоном Николаевского Луховского монастыря. Москва. 1836 года.
Никакой грех, пишет св. Иоанн Златоуст, Бога не раздражает так, как раскол; хотя бы и бесчисленные добрые дела раскольники делали, но ничего не пользует. Не меньшие казни раскольники воспримут, как и те которые Христа распинали. Ни кровь мученичества греха, раскола загладить не может. См. Толкование на 14 послан. Св. Апостола Павла, гл. 4, послание к Евфесям. Беседа 2. Киевское издание 1623 года.