Источник

§ 17. Св. писание. Ветхозаветные св. книги

Божественное откровение распространяется между людьми двумя способами: посредством св. писания и св. предания.

Св. писанием называются те св. книги, который, по внушению Духа Божия, написаны были пророками и апостолами.

По времени своего происхождения книги св. писания разделяются на книги ветхого завета и книги нового завета. Первыми называются священные книги, написанные до Р. Хр., а последними – написанные после Р. Хр.

Ветхозаветных книг св. писания св. Кирилл Иерус., Афанасий Вел. и Иоанн Дамаскин насчитывают 22, применительно к тому, как их считали евреи на своем первоначальном языке, хотя, если считать каждую отдельно, их 38. Евреи такой счет вели по числу букв своего алфавита. Новозаветная церковь Христова удержала этот счет евреев, по уважению и вниманию к тому, что им (т.е. евреям) «вверена бита словеса Божия», как говорит ап. Павел (Рим.3:21).

По содержанию своему книги в.зав. разделяются на законоположительные, исторические, учительные и пророческие. Законоположительными называются те книги, которые содержать в себе преимущественно закон, данный Богом чрез Моисея.

Таковы 5 книг, написанных самим Моисеем: Бытия, Исход, Левит, Числ и Второзакония. Сам И. Христос называет эти книги законом Моисеевым (Лк. 24: 44). Содержание в частности каждой из этих книг следующее:

Книга Бытия содержит в себе повествование о сотворении мира и человека, о жизни первых людей в раю, их падении и состоянии их после падения (до смерти патриарха Иакова).

Книга Исход содержит в себе описание исхода евреев из Египта до построения скинии Моисеем.

Книга Левит содержит в себе обязанности левитов, служивших при скинии.

Книга Числ содержит в себе описание счисления евреев во время странствования их в пустыне.

Книга Второзакония содержит в себе повторение Моисеем закона Божьего пред смертью его.

Историческими книгами называются те, которые содержать в себе преимущественно историю религии и жизни еврейского народа, сохранившего веру в истинного Бога. Таковы книги Иисуса Навина, Судей, Руфь, четыре книги Царств, две книги Паралипоменон, книга Ездры, Неемии, Эсфир.

В частности каждая из них содержит в себе следующее:

В книге Иисуса Навина содержится история завоевания и разделения евреями земли обетованной.

В книге Судей описана история еврейского народа от смерти И. Навина до смерти Сампсона (судии израильского).

В книге Руфь содержится история бедной моавитянки Руфи.

В четырех книгах Царств и двух книгах Паралипоменон содержится история народа Божия во времена царей.

В книге Ездры описано возвращение иудеев из плена вавилонского, построение второго храма и восстановление богослужения в Иерусалиме.

В книге Неемии описано возобновление стен Иерусалима Неемиею, по возвращению иудеев из плена вавилонского.

В книге Эсфир содержится история этой благочестивой иудеянки.

Учительными книгами в. завета называются те, которые содержат в себе преимущественно учение веры. Таковы книги Иова, Псалтырь и книги Соломоновы.

Главное содержание каждой из них следующее:

В книге Иова описана история этого праведника.

В книге Псалтырь, написанной преимущественно царем Давидом, содержатся многие молитвы, правила нравственности и пророчества, особенно об И. Христе.

В книге Притчей содержатся мудрые изречения Соломона о страхе Божием и других добродетелях и пороках.

В книге Екклезиаст (т.е. церковный проповедник) раскрыта истина, что в мире все – суета, и что истинное счастье человека состоит в добродетели и спокойствии духа.

В книге Песнь песней (т.е. превосходной песни) изображен таинственный союз между Христом и церковью под образом чистого союза между женихом и невестою.

Пророческими книгами в. зав. называются те, которые содержать в себе преимущественно пророчества. Таковы книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и 12-ти малых пророков.

Все эти св. книги первоначально написаны были на еврейском языке; потом за 271 год до Р. Хр., они переведены были на греческий язык 70-ю толковниками. Этот перевод пользуется особенным уважением в православной церкви. С него сделан и написан славянский перевод библии.


Источник: Очерки православно-христианского вероучения : ученое руководство для 7-го класса гимназии / сост. свящ., законоучитель гимназии, Г. Орлов. – Москва : Т-во «Печатня С.П. Яковлева», 1914. – 146, IV с.

Комментарии для сайта Cackle