§ 18. Понятие о каноне
Перечисленные 22 книги называются каноническими. Слово „канонический» – греческое и означает „образцовый», „правильный» (от греч. Слова χανών – образец, правило). Каноническими названы означенные книги-как потому, что несомненно писаны теми лицами, которым они приписываются, так и потому, что они содержат в себе совершенно истинное учение веры, открытое пророкам Самим Богом.
Начало в.заветному канону положил пр. Моисей. Он заповедал левитам положить написанную ими книгу по правую сторону ковчега Господня, чтобы она всегда служила свидетельством и руководством в истине (Втор. 31:26). Точно так же, по свидетельству самого слова Божия, поступили И. Навин (Нав.24:26) и пр. Самуил (1Цар.10:25). Так, без сомнения, поступали и последующие священные писатели, хотя свидетельств о том и не сохранилось в их книгах. Окончательное образование ветхозаветного канона относится к половине 5-го века и приписывается священнику Ездре.
Книги неканонические.
Неканонические книги в. зав. суть следующие: 1) книга Товита; 2) книга Иудиф; 3) книга премудрости Соломона,: 4) книга премудрости Иисуса Сына Сирахова: 5) книга пророка Варуха; 6) вторая и третья книги Ездры; 7) три книги Маккавейские.
Эти книги не внесены в список или канон св. книг, потому что они появились после образования ветхозаветного канона на греческом, а не на еврейском языке. В то же время они пользуются великим уважением в церкви, называются книгами добрыми, назидательными, священными и помещаются в библии среди боговдохновенных св. книг. Св. Афанасий Вел. говорит, что неканонические книги назначены отцами для чтения вступающим в церковь.