Источник

§ 19. Новозаветные священные книги

Всех книг в новозаветном каноне 27,они разделяются на законоположительные, исторические, учительные и пророческие .

Самою раннею из законоположительных книг признается евангелие от Матфея. Оно написано, по преданию, чрез 8 лет по вознесению Господа, вероятно, в Палестине. Автор его – ап. Матвей, возведенный Христом в высокое апостольское достоинство из презираемого положения мытаря. Свое евангелие по преданию, он написал на еврейском языке, так как предназначал его в поучение своих единоплеменников, и именно книжников, с целью указать на основании св. писания исполнение на И. Христе всех пророчеств, находящихся в ветх. завете о Мессии. Но еврейский подлинник в скором времени был переведен на греческий язык, и этот перевод, как явившийся в веке апостольском и, следовательно, под высшим руководством апостолов или даже самого ап. Матфея, имеет значение, равносильное с подлинником.

Чтобы показать обращенным Иудеям, что Иисус Назарянин и есть Мессия, Которого они ожидали, ев. Матфей при каждом случае отмечает, как то или другое событие из жизни Христа находится в теснейшем соотношении с ветхозаветным пророчеством. Отсюда у него постоянно повторяется изречение: «сие произошло, да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит». Всякое более важное сообщение подтверждается ссылкой на в. завет, и таких ссылок у него больше, чем у других апостолов, не менее 65.

Второе евангелие написано ев. Марком, который в юности носил двойное имя Иоанна-Марка и быль сын известной Марии, в доме которой не раз бывали собрания апостолов в Иерусалиме после вознесения Господа. Свое евангелие Марк написал по просьбе слушателей ап. Петра, христиан – из язычников; отсюда оно отличается совершенно иным характером, чем евангелие от Матвея. В нем редко делаются ссылки на в. завет, но зато часто объясняются различные Иудейские обычаи, как, напр. ядение опресноков в праздник Пасхи, омовение рук и сосудов, – каковые объяснения были бы совершенно излишними для иудеев, как их действительно и обходить молчанием ев. Матфей.

Третье евангелие написано ев. Лукой, известным сотрудником ап. Павла. По своему образованию он был врач, и ап. Павел называет его своим «возлюбленным врачом», так как, вероятно, не раз пользовался его медицинским искусством при своих различных немощах, так часто удручавших его во время его великих трудов. По другому преданию, он быль вместе с тем и живописец, и написанные им иконы доселе чтутся православною церковью, как особая святыня. Неизвестно, когда он собственно был обращен в христианскую веру. Первое историческое свидетельство о его личности застает его в Троаде, где он присоединился к ап. Павлу и разделял ним апостольские труды. После смерти ап. Павла история совершенно умалчивает о нем, но он продолжал дело своего великого учителя и, по преданию, потерпел мученическую кончину, получая таким образом венец наравне с большинством апостолов. Свое евангелие он, по видимому, написал около 60 года по Р. Хр. Он в подробности знал земную жизнь Самого Христа, и это по вдохновению Св. Духа послужило для него побуждением написать евангелие, которое он в частности предназначал для некоего «достопочтенного Феофила», очевидно, пользовавшегося большим уважением в христианской церкви и желавшего «узнать твердое основание того учения, в котором был наставлен». Так как Феофил, по предположению, был из язычников, то и всё евангелие вообще было написано для христиан из язычников. Поэтому родословие Христа в нем ведется не от Авраама только, как в евангелии Матфея, а от Адама, как родоначальника ветхих людей.

Четвертое евангелие написано «возлюбленным учеником» Господа Иисуса – Иоанном, который по высоте своего учения о Боге Слове получил в церкви высокое название Богослова. Имея в лице ап. Иоанна одного из ближайших свидетелей и очевидцев земной жизни Спасителя, христиане Ефеса принесли Иоанну книги первых трех евангелистов; он похвалил их за истинность и правдивость повествования, но нашел, что в них много опущено весьма важного. При повествовании о Христе, пришедшем во плоти, необходимо говорить о Его Божестве, так как иначе люди с течением времени начнут думать о Христе лишь потому, каким Он являлся в земной жизни. Вследствие такого заявления христиане и просили его написать евангелие в таком именно духе, и он соизволил на их просьбу. Поэтому он свое евангелие и начал не с изложения человеческой стороны в жизни Христа, а именно Божественной стороны, с указания на то, что воплотившейся Христос есть Слово изначальное, то самое, которое «в начале было у Бога и само было Бог».

Что касается самого повествования, то оно служить именно дополнением к прежним 3 евангелиям. Первые 3 евангелиста повествуют по преимуществу о служении Христа в Галилее, так что многие важные события, совершившиеся в Иудее, обойдены ими молчанием. Дополняя их, ев. Иоанн и описывает по преимуществу служение Христа именно в Иудее, при чем он повествует о посещении Христом Иерусалима на великие годовые праздники вместе с другими паломниками.

Четвероевангелием исчерпывается с четырех сторон земная жизнь Христа, насколько она может быть исчерпана в своей необъятности боговдохновенными свидетелями истины. Но для поучения христиан недостаточно было описания жизни только Самого Христа, потому что дело Его продолжали апостолы, и потому необходимо было иметь сведения и о деятельности апостолов, по крайней мере, вскоре, после вознесения Христа на небо. Этой потребности церкви и удовлетворил св. Лука, когда он после своего евангелия написал тому же «достопочтенному Феофилу» вторую книгу, известную под названием «Деяния св. апостолов». Эта книга начинается с того, на чем оканчиваются евангелие, т.е. с повествования о вознесении Господнем.

После исторической книги «Деяний апостольских» в новозаветном каноне следует учительные книги – 7 соборных посланий: ап. Иакова, Петра- 2,Иоанна – 3 и Иуды. Соборными они называются или потому, что посылались не к одной какой-либо определенной церкви, а к целому кругу или собору церквей или потому, что они посылались от лица церкви соборной. За соборными посланиями следуют 14 посланий ап. Павла – к римлянам, к коринеянам – 2, к галатам, к ефесеям, к филиппийцам, к колоссянам, к солунянам – 2, к Тимофею – 2, к Титу, Филимону и к евреям.

Новозаветный канон заканчивается пророческою книгою – «Апокалипсисом» или «Откровением св. Иоанна Богослова».

«Апокалипсис» написан быль Иоанном Богословом в конце царствования Домициана. Это было время гонения на христиан, и сам ап. Иоанн был в ссылке на о. Патмосе. Там, в этом невольном уединении на скалистом малонаселенном острове, апостол сподобился великого откровения. Будучи «в духе в день воскресный», он услышал громкий голос, возвестивший ему: «Я есмь Альфа и Омега, первый и последней; то, что видишь, напиши в книгу» (Откр.1:10:11). Затем Некто, «подобный Сыну человеческому», открыл ему будущие судьбы церкви в истории. Церкви Христовой предстояло и предстоит перенести множество скорбей и бедствий от змия (диавола), но так как с нею Тот, Который сказал, что врата адовы не одолеют её, то все закончится судом над змием и над его слугами, и тогда настанет бесконечное торжество Христа, брак Агнца с Его невестою-церковью, и последует полное обновление Мира.


Источник: Очерки православно-христианского вероучения : ученое руководство для 7-го класса гимназии / сост. свящ., законоучитель гимназии, Г. Орлов. – Москва : Т-во «Печатня С.П. Яковлева», 1914. – 146, IV с.

Комментарии для сайта Cackle