Источник

Беседа XC. Об одиннадцатом члене символа веры. О воскресении мертвых

Чаю воскресения мертвых.

После смерти каждого человека над душею умершего, как мы говорили с вами, братие, совершается частный суд, после которого души праведных находятся в свете, покое и предначатии вечного блаженства, а души грешных в противоположном сему состоянии. Говорили мы с вами также, что те осужденные на нем души, которые отошли из этой жизни, хотя не очищенные совершенно, но с начатками веры и покаяния, могут еще очищаться молитвою Церкви, особенно соединенною с приношением бескровной жертвы Тела и Крови Христовы, и благотворениями, с верою совершаемыми в память их. Но наступит, братие, время, когда совершится над всем родом человеческим всеобщий, последний и окончательный суд Христов. После него последует для всех полное воздаяние, и не будет никому помилования, не останется никаких средств грешникам к оправданию. Посему-то этот суд по преимуществу и называется судом страшным. Этот суд будет происходить после второго пришествия Христова на землю и воскресения мертвых. О втором пришествии Христове и страшном суде мы, братие, беседовали с вами при объяснении седьмого члена Символа веры. Теперь побеседуем о воскресении мертвых.

Воскресение мертвых, которого по Символу веры мы чаем или ожидаем, есть действие всемогущества Божия, по которому все тела умерших человеков, соединясь опять с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны. Истина воскресения мертвых ясно раскрывается в Свящ. Писании. Она была известна еще в Ветхом Завете, верою в воскресение мертвых утешал себя Иов среди своих страданий. «Я знаю», говорил он, «Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию» (Иов.19:25). Веру в воскресение мертвых исповедует пророк Исаия, когда говорит: «Оживут мертвецы (Твои), возстанут мертвыя тела» (Ис.26:19), а пророк Иезекииль созерцал всеобщее воскресение мертвых в видении поля, усеянного множеством костей человеческих, которые, по действию Духа, соединились одна с другою, облеклись плотью, ожили и одушевились духом (Иез.37). Братья Маккавеи, преданные Антиохом мученической смерти, утешали себя и подкрепляли надеждою на воскресение. «Царь мира», говорили они, воскресит нас, умерших за его законы, для жизни вечной» (2Мак.7:9). Иуда Маккавей послал в Иерусалим богатую жертву за грехи умерших воинов, потому что помышлял о воскресении (2Мак.12:43). Сестра Лазаря Мария, когда Господь сказал ей о воскресении брата, отвечала: «знаю, что воскреснет во воскресение, в последний день» (Ин.11:24).

Но с особенною ясностью раскрыта истина воскресения мертвых в Новом Завете. Сам Иисус Христос говорил об этом: грядет час, в оньже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда (Ин.5:28–29). В беседе о таинстве Причащения Он говорил: ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, иматъ живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день (Ин.6:54). Апостолы также утверждали истину воскресения мертвых и доказывали ее самою тесною связью с воскресением Христовым и вообще со всею проповедью Евангельскою. «Если о Христе проповедуется», писал Апостол Павел Коринфянам, «что Он воскрес из мертвых: то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес; то и проповедь нам тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор.15:12–14). В послании к Филиппийцам тот же Апостол учит: «наше жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» (Флп.3:20–21). Истина воскресения мертвых стоит в тесной связи со всею тайною нашего искупления. Слово Божие учит нас, что Господь приходил на землю, чтобы спасти нас от греха и следствий его. Но одно из гибельнейших последствий греха есть смерть (Рим. 6:23), посему необходимо, чтобы все умершие в Адаме, по слову Ап. Павла, ожили во Христе (1Кор.15:22), чтобы был побежден не только первый наш враг дьявол, но упразднился и последний – смерть (1Кор.15:26). Та же истина воскресения мертвых стоит в тесной связи с учением о правосудии Божием и необходимо предполагается им: тело человека участвует как в добрых делах души, так и в ее беззакониях, следовательно, по справедливости, как учат св. Отцы, должно участвовать и в ее вечных наградах или наказаниях.

Воскресение мертвых будет совершено силою Божиею (1Кор.6:14). Всемогущий Бог, сотворивший вначале тело наше из земли, без сомнения, и рассыпавшееся в землю, также может возобновить. Апостол Павел изъясняет возможность этого подобием посеянного зерна, которое истлевает в земле, но из которого вырастает трава или дерево. «Скажет кто-нибудь», говорит он, «как воскреснут мертвые? и в каком теле прийдут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное, или другое какое. Но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело» (1Кор.15:35–38). Также говорили о возможности воскресения мертвых всемогущею силою Божиею и св. Отцы. «Для тебя человека», говорит, напр., св. Кирилл Иерусалимский, «существа весьма ограниченного и слабого, далеко Индия от земли Готфов, далеко Испания от Персии; а для Бога, Который в горсти содержит всю землю, все близко. Итак, потому, что ты слаб, не представляй себе немощным Бога, но лучше обрати внимание на Его могущество... Древо посеченное опять расцветает, а человек, посеченный смертью, ужели не расцветет? То, что сеем и пожинаем мы, сохраняемо бывает на гумнах; а человек, когда пожинается из сего мира, уже ли не будет сохранен на гумне того мира? Быв совершенно отрезаны и посаждены ветви винограда, или других дерев, оживают и приносят плод, ужели же человек, для которого и древа существуют, после того, как отойдет в землю, не воскреснет? Если сравнить трудность вещи, то что тяжелее – сначала ли изваять статую, или упавшую привесть в прежний вид? Бог, Который сотворил нас из ничего, ужели не возможет воскресить существующих, когда умрем?.. Сеется пшеница, если случится, или другой какой род семян: упавшее семя умирает, согнивает и делается негодным для пищи. Впрочем, согнивши, является оно в зелени, и, упавши в малом виде, является теперь в виде прекрасном: но пшеница сотворена для нас. Ибо пшеница и другие семена для нашего употребления, а не для них самих сотворены. Так сотворенное для нас, быв умерщвлено, оживает, а мы, для которых сотворено сие, умерши ужели не востанем?.. Дерева мертвы зимою, а весною зеленеют, и некоторые роды земных животных, зимою пребывая недвижимы, во время лета воскресают.... Итак, Тот, Который бессловесным и презренным животным сверхъестественно сообщает жизнь, ужели не благоволит даровать оной нам, для которых сотворил их?» (Оглас. поуч. изд. 3. 406– 411 стр.).

На возможность воскресения мертвых указывают, братие, также и чудеса воскрешения мертвых, бывшие как в ветхом, так и в новом заветах. Пророки Илья и Елисей воскресили мертвых. Господь Иисус Христос воскресил сына вдовы Наинской, дочь Иаира и Лазаря на четвертый день его смерти. Апостол Петр воскресил Тавифу, и Апостол Павел отрока Евтиха. Воспоминая воскрешение Лазаря, Православная Церковь так говорит о значении этого события: общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл ecи Лазаря, Христе Боже темже и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних! благословен грядый во имя Господне. (Троп. в нед. Вайи).

Что касается, братие, качества воскресших тех, то они по существу своему будут те же, какие были соединены с душами в этой жизни. Это доказывается воскресением Господа Иисуса Христа, по образу Которого должно совершиться и наше воскресение. Господь по воскресении, являясь ученикам, показывал им то же тело, которое они видели прежде, показывал им руки и ноги Свои. Также и мы воскреснем с тем телом, которое имеем теперь, а не с каким-либо вновь сотворенным. Точно также и Слово Божие учит, что именно сущие во гробех услышат глас Сына Божия и услышавши оживут (Ин. 5:28), что подобает сему тленному телу облещися в нетление, сему мертвенному облещися в бессмертие (1Кор. 15:53). Но с другой стороны воскресшие тела будут отличаться от нынешних. Они будут нетленны и бессмертны, не будут иметь нынешней грубости и тяжести, не будут иметь нужды в пище и питии и других потребностях, но будут духовны. Из истории воскресения Христова мы видим, что, хотя Господь воскрес с тем телом, какое имел до Своей смерти, однако оно уже было в другом состоянии. По воскресении Господь проходит сквозь затворенные двери, то является, то опять скрывается. Точно также и наши тела, по воскресении, будут отличаться от прежних. По слову Самого Спасителя, люди в той жизни будут существовать подобно ангелам (Матф. 22:30). Указывая на отличие наших тел по воскресении от нынешних, Апостол Павел так говорит об этом: сеется (в могилу тело) во тление, востает (воскресает) в нетлении: сеется не в честь, востает в славе: сеется в немощи, востает в силе: сеется тело душевное (перстное, грубое и тяжелое, имеющее нужду в пищи и питии, обуреваемое страстями), востает тело духовное (непричастное различным телесным потребностям, не имеющее нынешней грубости). Подобает бо тленному сему облещися в нетление, и мертвенному сему облещися в безсмертие (1Кор. 15:42–44, 53). – Тела воскресших праведников, без сомнения, будут не такие, как у грешников. У праведников они будут славны и светоносны, подобны телу Христа Спасителя, когда Он преобразился на Фаворе (Фил. 3:21). Эти свойства, конечно, не могут принадлежать телам грешников. По учению Слова Божия, одно только свойство будет принадлежать всем телам – нетление. Но это свойство для грешников послужит в тяжесть мучения и наказания. «Мы возстанем», говорит св. Кирилл Иерусалимский, «и все будем иметь вечныя тела, но не все подобныя. Если кто праведен, получит тело небесное, в котором бы мог он, как надлежит, обращаться с Ангелами; если же кто грешен, получит вечное тело, долженствующее терпеть мучение за грехи, дабы вечно гореть в огне и не разрушаться» (Огл. поуч. 18. 422 стр.). Следовательно, тела грешников будут испытывать болезненные ощущения, хотя будут, подобно праведникам, бессмертными. Кроме этого на телах грешников отпечатлеются следы их грехов, подобно тому, как на теле после глубокой раны остается знак. «Как рана, приключившаяся телу», говорит тот же св. Отец, «хотя бы как-нибудь излечена была, оставляет, однако же, по себе признак: так и грех уязвляет душу в тело, и знаки бывших ран остаются в обоих» (423 стр.). Но как тела праведников, так и грешников прославятся и уничижатся не в одинаковой степени (1Кор. 15:41–42), ибо не одинаковы степени совершенства праведников и несовершенства грешников.

Слово Божие, раскрыв, сколько для нас нужно и полезно, тайну будущего воскресения мертвых, открывает нам, братие, и другую тайну относительно тех, которые останутся живыми до времени второго пришествия Христова и общего воскресения мертвых, а именно: нынешние грубые тела таких людей мгновенно изменятся в духовные и бессмертные. Вси бо не успнем (не умрем), говорит Ап. Павел, вси же изменимся, вскоре в мгновении ока, в последней трубе: вострубит бо, и мертвии возстанут нетлении, и мы изменимся (1Кор. 15:51–52).

Воскресение мертвых и изменение живых, братие, по ясному учению слова Божия, произойдет при конце сего видимого мира, пред самым вторым пришествием Господа на землю. Сей тленный мир кончится тем, что преобразится в нетленный. Что мир сей будет иметь конец, – это предсказал еще Псалмопевец Давид, взывая к Богу: вначале Ты, Господи, землю основал ecu, и дела руку твоею суть небеса. Та погибнут, Ты же пребываеши: и вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся (Пс. 101:26–27). Этими словами Давид указывает нам не только на то, что мир кончится, но и на то, как нужно понимать его кончину: он не разрушится и не уничтожится, а только изменится. Мир наш находится не в том виде, в каком был сотворен: над ним тяготеет последствие греха прародителей. По слову Ап. Павла, вся тварь вследствие падения человека невольно покорилась работе истления, как бы воздыхает под бременем суеты, которой подверглась она по вине человека, соболезнует и совоздыхает с нами (Рим. 8:19–22). Когда окончится дело восстановления человека, а оно окончится после второго пришествия, тогда должна освободиться и тварь от своей работы и вообще от гибельных последствий прародительского греха. Сама тварь, по слову того же Апостола, свободится от работы истления (рабства тленью), в свободу славы чад Божиих (Рим. 8:21). После этого изменения в обновленном мире не останется уже ничего греховного. Нова небесе, говорит Ап. Петр, и новы земли по обетованию Его чаем, в нихже правда живет (2Петр. 3:13). Это изменение мира совершится посредством огня. Тогдашний мир (т. е. сотворенный вначале, допотопный) водою потоплен быв погибе. А нынешняя небеса и земля, свидетельствует Ап. Петр, темже словом (т. е. Божиим) сокровена суть, огню блюдома на день суда и погибели нечестивых человек.... Прийдет же день Господень яко тать в нощи, в онь же небеса убо с шумом мимоидут, стихии же сжигаемы разорятся, земля же, и яже на ней дела сгорят (2Пет.3:6–7, 10).

После воскресения мертвых, братие, совершится страшный суд, на котором Господь произнесет окончательный приговор праведникам и грешникам, а затем последует и исполнение его. И идут сии (т. е. грешники), сказал Господь, в муку вечную: праведницы же в живот вечный (Матф. 25:46).

Итак, братие, те самые тела, какие мы имеем здесь на земле, будут с нами и в вечной жизни, по воскресении, но только тогда они будут нетленны и на них отпечатлеются добрые и худые дела каждого из нас. Кто творил добрые дела, у того тела будут славны и светоносны, а кто проводил жизнь в грехах, тот восстанет в укоризну и в стыдение вечное (Дан. 12:2). Посему, братие, будем хранить тела свои, как убеждает нас и св. Кирилл Иерусалимский, «не станем употреблять их на зло, как чужие; не будем подобно еретикам говорить, что сия одежда телесная есть чужая; но будем хранить, как свою. Ибо надлежит нам дать ответ Господу во всем том, что мы сделали в теле. Не говори: никто меня не видит, и не думай, что нет свидетельства дел твоих: человека – свидетеля часто нет, но Творец неложный свидетель пребывает на небеси верен (Пс. 83:38), и видите дела твои: притом и скверны греховные остаются на теле. Ибо как рана, приключившаяся телу, хотя бы как-нибудь излечена была, оставляет однакож по себе признак: так и грех уязвляет душу и тело, и знаки бывших ран остаются в обоих: а изглаждаются только у тех, которые приемлют крещение. Прежние язвы души и тела исцеляет Бог чрез крещение, но впредь все мы вообще должны остерегаться, дабы сохранить нам сию одежду телесную в чистоте, и дабы ради кратковременного любодеяния и сладострастия или другого какого-либо содеянного греха не лишиться небесного спасения, но чтоб наследовать царство Божие, вечное, коего всех вас Своею благодатью да сподобит Бог» (Оглас. поуч. 18, стр 423–424). Аминь.

* * *

1

Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа


Источник: Москва. Университетская типография, Страстной бульвар. 1897. (Отдельный оттиск из №№ Душеполезного Чтения 1880—1897 гг.). От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется Москва. Августа 20 дня 1897 года. Цензор Протоиерей Иоанн Петропавловский.

Комментарии для сайта Cackle