Беседа LXXXIX. Об одиннадцатом члене символа веры. О погребении и поминовении умерших
Чаю воскресения мертвых
В прошедшей беседе, братие, мы сказали, что, по учению православной Церкви, душам умерших с верою, но не успевших принести плодов достойных покаяния, к достижению блаженной жизни могут вспомоществовать приносимые за них молитвы, особенно соединенные с приношением бескровной жертвы Тела и Крови Христовы, и благотворения, с верою совершаемые в память их. Эти молитвы, приношения и благотворения называются у нас обыкновенно поминовением умерших. Побеседуем теперь о том, как и когда оно совершается.
Прежде всего, по смерти каждого христианина тело его предают христианскому погребению. Тотчас по смерти тело умершего омывают и одевают в белые одежды (саван), или же в одежды, приличные его званию и должности, какие он занимал при жизни. Белые одежды обыкновенно указывают на то, что каждый христианин при крещении дает обет проводить жизнь в чистоте и что умерший отходит в другую жизнь с очищенною покаянием душею; одежды же звания означают то, что он должен будет дать Богу отчет в тех делах, которыми занимался при жизни. Омывши и одевши умершего полагают во гроб. На лоб его возлагают венчик, т. е. ленту с изображением Иисуса Христа, Божией Матери и Иоанна Предтечи, – в знак того, что умерший всегда вел борьбу с грехом и умер с надеждою получить венец на небесах, а на руки полагается икона или крест в знак того, что умерший, как православный христианин, имел веру в распятого на кресте Спасителя. Тело его покрывается покровом в знак того, что он находится под покровом Церкви Христовой. Погребение обыкновенно совершается на третьи сутки. До этого времени при гробе умершего служатся панихиды, и отправляется чтение Псалтири. Слово панихида – греческое и означает всенощное богослужение. Название произошло от обыкновения древних христиан собираться ночью, во избежание подвергнуться преследованиям со стороны язычников, в подземных пещерах, так называемых катакомбах, и там, при гробах умерших христиан, в продолжение ночи отправлять свои молитвы и песнопения. По своему составу панихида есть сокращенный чин отпевания. Кром панихид над умершим читаются псалмы. В Псалтири есть псалмы полные грусти и утешительные, и чтение их доставляет много утешения скорбящим. Но чтение Псалтири кроме этого приносит облегчение и душе умершего. В псалмах содержатся молитвы человека, взывающего к Богу о прощении грехов. В этих молитвах, возносимых читающим Псалтирь и домашними, участвует и душа умершего. Посему при чтении Псалтири чрез несколько псалмов повторяется особенное молитвенное обращение к Богу об умершем. В назначенный для погребения день тело умершего, по совершении литии, выносят в храм. Во время выноса поется Трисвятое. Этим пением родственники умершего просят Бога о помиловании его и о том, чтобы Он дал ему вместе с ангелами непрестанно славословить Господа. Во время выноса производится звон. Он напоминает о трубе ангела, которая раздастся в последний день мира. В храме гроб с телом умершего ставится посреди церкви, лицем к алтарю, а около гроба возжигают свечи. Погребение обыкновенно совершается после литургии, хотя по нужде может быть совершено и в другое время.
Чин погребения умершего, известный под именем отпевания, состоит из молитв об умершем, а также из песнопений, в которых предлагается утешение и назидание оставшимся в живых. Отпевание начинается чтением и пением псалмов (Пс.90 и Пс.118): Живый в помощи Вышняго в крове Бога небеснаго водворится, и: Блажени непорочнии в путь ходящии в законе Господни. В этих псалмах изображается блаженство людей, живших в надежде на помощь Вышнего и соблюдавших закон Его. За чтением и пением псалмов следует пение тропарей с припевом стиха: благословен ecu, Господи, научи мя оправданием Твоим. В них изображается судьба человека, а именно говорится, что человек, созданный из ничего, но одаренный образом Божиим, за преступление заповеди возвращается в землю. Но и теперь, не смотря на то, что человек носит на себе язвы прегрешений, он есть образ неизреченной славы и дерзает просить себе у Господа возвращения вожделенного отечества, где находятся святые, обретшие источник жизни, мученики, закланные как агнцы, и все, несшие в жизни своей крест. За тропарями следует пение канона, в котором молящиеся обращаются к мученикам, чтобы они ходатайствовали за умершего пред Богом, а также к Богу об упокоении умершего. Здесь же, в каноне, Церковь научает нас правильно смотреть на земную жизнь, изображая ее под видом бурного моря, постоянно волнующегося, а смерть – путеводителем к тихому пристанищу (6-я песнь). После пения 6-й песни канона молящиеся просят Господа упокоить умершего со святыми, где нет ни болезни, ни печали, ни стона: со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже нестъ болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная. За каноном поются песни, называемые самогласными, в них содержится плач человека, сознающего суетность, ничтожность н тленность всего земного. Кая житейская сладость печали бывает непричастна? Кая ли слава стоит на земле непреложна? Вся сени (тени) немощнейша, вся соний прелестнейша; единым мгновением, и сия смерть приемлет. Где есть мирское пристрастие? Где есть злато и сребро? Где есть рабов множество и молва? Вся персть, вся петел, вся сень... Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть и вижу во гробех лежащую, по образу Божию созданную, нашу красоту, безобразну, безславну, не имущую вида. О чудесе! что сие, еже о нас бысть таинство? Како предахомся тлению? Како сопрягохомся смерти? Воистину Бога повелением, якоже писано есть, подающаго преставльшемуся упокоение. После этого в утешение христианину предлагается чтение Апостола и Евангелия о загробной жизни и воскресении мертвых, и читается разрешительная молитва, в которой духовный отец умершего разрешает все грехи его. Самая молитва для более наглядного удостоверения всех близких умершему в прощении и примирении его с Церковью влагается в руки умершего. Этот обычай ведет свое начало со времен преп. Феодосия Печерского. Преподобный имел у себя духовным сыном некоего Симона варяга, обращенного им из католического вероисповедания. Симон просил преподобного, чтобы он благословил его при жизни и по смерти. Преподобный исполнил его просьбу и написал разрешительную молитву, которую Симон завещал положить в руки его по смерти. По прочтении разрешительной молитвы умершему дается последнее целование родными и знакомыми. В это время поются песнопения, которыми Церковь научает нас помнить о страшном часе смертном и последнем суде, и вместе от лица умершего просит всех непрестанно молиться о нем, да не будет он низведен по грехом своим на место мучений. Пением слов «вечная память» Церковь внушает родным и знакомым, чтобы они всегда памятовали об умерших в своих молитвах. После отпевания священник посыпает умершего крестообразно песком в знак предания его земле и выливает на него освященный елей, если умерший при жизни был соборован. Умерший полагается в могиле лицем на восток и на могиле поставляется крест в знак того, что умерший был христианином и находится под покровом креста Христова.
В православной Церкви Христовой поминовение усопших совершается и после их погребения. Это поминовение состоит, как мы сказали, из молитв, особенно соединенных с приношением бескровной жертвы Христовой, иначе сказать из литургий и панихид, а также и из благотворений с верою совершаемых в память усопших, т. е. из раздачи милостыни. На литургии, как мы говорили с вами в беседе о таинстве причащения, приносится Богу жертва умилостивительная за всех людей, подобная той жертве, которую принес Господь на кресте. В таинстве причащения верующим преподается то же самое тело Господа, за нас ломимое, и та же самая Кровь Его за нас и за многия изливаемая во оставление грехов, какие были принесены на кресте, только таинственно пресуществленные из хлеба и вина. Вот почему совершение литургии в память умерших восходит к началу Церкви Христовой. Св. отцы и учители Церкви прямо называют поминовение умерших чрез совершение литургий преданием апостольским (Прав. Догм. Бог. М. М. 11 ч. 593–595 стр.) Точно также и поминовение умерших чрез совершение панихид восходит к временам древним. Известно, что древние христиане собирались у гроба мучеников и умерших собратий и совершали свои молитвы нередко в продолжение целой ночи. Отсюда произошло и самое название панихиды, что значит всенощное бдение. При совершении панихид обыкновенно употребляются кутия, т. е. вареная пшеница с медом и сладкими ягодами, каждение и свечи. Пшеница означает будущее воскресение умершего, а мед и сладкие ягоды – желание верующих умершему наслаждаться вечными благами. Каждение употребляется в знак благоухания молитв за умершего, по слову пророка: да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою (Пс.140:2). Свечи в древности употреблялись по необходимости, так как самое богослужение совершалось ночью. Но в то же время древние христиане возжением свечей выражали то, что они просвещены светом Христовой веры, и приносили Богу, как Отцу светов, приличную жертву. Для самих христиан возжение свечей напоминало об обязанности их просвещать ум свой светом учения Христова, согревать сердце любовью к Богу и ближнему и приносить Богу в жертву дела милосердия. В частности при совершении панихид возжение свечей означает радостную уверенность молящихся в светлой будущности умершего, переход его от мрака греховного в страну, где сияет свет небесный.
Раздаяние милостыни также было обычным делом у древних христиан при поминовении умерших, и по свидетельству св. отцев, так же, как и молитвы, благотворны для них. «Не напрасны, – говорит, напр., св. Иоанн Златоуст, – за усопших милостыни: это установил Дух Святый, желая, чтобы мы получали пользу друг чрез друга». «Не должно сомневаться, – говорит блаж. Августин, – что милостыни, совершаемые за души умерших, вспомоществуют им к тому, чтобы Господь был к ним милостивее, нежели сколько заслужили они по грехам своим» (Прав Догм. Бог. М. М. 593–599 стр.). Милостыня за умерших обыкновенно состоит из пожертвования на богоугодные заведения и в пользу бедных. Совершается она иногда по завещанию умершего из его имения, или же от его родственников. Раздачею милостыни увеличивается число молитвенников за умершего, но помимо этого милостыня имеет значение и сама по себе. Известно·, что, по слову Божию, милующий нищего взаем дает Богу (Притч.19:17), и следовательно Сам Господь, в лице нищих, принимает милостыню от лица умерших.
Заповедуя нам всегда молиться за умерших, православная Церковь назначает для сего некоторые особенные дни. Такими днями, особенно важными для поминовения, считаются девятый, двадцатый, сороковой, а также дни рождения, именин и кончины. Поминовением в девятый день выражается желание, чтобы душа умершего упокоилась со святыми, коих лик, по подобию чинов ангельских, состоит из девяти чинов. В двадцатый день совершается поминовение как в преполовение или средину сорокодневного поминовения. В сороковой день совершается поминовение по священной важности этого дня. В продолжение сорока дней вода покрыла всю землю при Ное и потопила людей, сорок дней Моисей приготовлялся к получению закона на горе Синае; столько же дней шел Илья к горе Хорив, столько же дней жена по рождении очищается; столько же дней Христос постился и столько же дней пробыл на земле с учениками по Своем воскресении. Таким образом, православная Церковь научает нас, что как Моисей чрез сорокадневный пост приблизился к Богу для получения закона, как пророк Илья в продолжение сорокадневного пути дошел до горы Хорив, где ожидало его славное Богоявление, и как Спаситель победил дьявола сорокодневным постом, так и умерший сорокодневными молитвами утверждается в благодати Божией и, подобно вознесшемуся Господу, достигает престола Божия. Поминовение в третий, девятый и сороковой день совершается также сообразно и с различными состояниями души за гробом. По откровению, полученному св. Макарием Александрийским от ангела, душа умершего в третий, девятый и сороковой день возносится на поклонение к престолу Божию, и после этого Праведный Судья назначает ей определенное место для пребывания до всеобщего суда. Что касается дней рождения и именин умершего, то и эти дни особенно прилично посвятить молитвенной памяти об умершем подобно тому, как мы освящаем молитвою дни рождения и именин нас самих и близких к нам лиц при жизни, равно как и день кончины умерших, как бы день второго рождения их для небесной жизни.
Кроме дней молитвенного поминовения того или другого умершего Церковь назначает дни, в которые особенно благовременно помолиться о всех умерших в православной вере. Такие дни обыкновенно называются родительскими. Это – субботы мясопустная н Троицкая, называемые иначе вселенскими, потому что уставлены издревле вселенскою Церковью, – затем субботы второй, третьей и четвертой недель Великого поста, вторник Фоминοй недели, Димитриевская суббота и день усекновения главы Иоанна Предтечи. Мясопустная суббота бывает пред Сырной неделей. Церковь, как чадолюбивая мать, поминает в молитвах своих всех умерших от Адама до ныне в благочестии и правой вере – «праотец, отец и братий наших, от всякого рода царей, князей, монашествующих, мирян, юношей и старцев, и всех, яже вода покры, брань пожат, трус объят, убийцы убиша, огнь попали, бывшия снедь зверем, птицам и гадам, погибшия от молии и измерзшия мразом: яже уби меч, конь совосхити: яже удави плинфа или персть посыпа: яже убиша чаровная напоения, отравы, костныя удавления – всех внезапно умерших и оставшихся без узаконенного погребения» (Синакс. в суб. пред недел. мясоп.). Основанием поминовения в этот день служит то, что в следующее за этою субботою воскресенье, называемое мясопустным, Церковь на евангельском чтении вспоминает о страшном суде. Посему накануне этого дня, как бы в день предшествующий страшному суду Христову, Церковь умоляет Праведного Судию о милости ко всем умершим. Обычай поминать умерших в эту субботу существует в Церкви с древних времен, так что его относят ко временам Апостолов (Синакс. в суб.). – Суббота Троицкая бывает пред праздником Пресв. Троицы, иначе называемом днем Пятидесятницы. В эту субботу церковь поминает всех от века усопших праотец, отец и братий наших, потому что в день Пятидесятницы запечатлелось искупление всех людей сошествием Святого Духа, спасительная благодать которого простирается на живых и умерших. – В субботы 2, 3 и 4 недель Великого поста Церковь установила поминовение умерших для того, чтобы не лишить их церковных молитв во все время поста, ибо в Великий пост обычного поминовения умерших среди недели, когда не служатся литургии, не бывает. – Поминовение умерших во вторник Фоминой недели творится верующими с тем благочестивым намерением, чтобы после светлого семидневного торжества в честь Господа Воскресшего из мертвых разделить великую радость Пасхи и с умершими, в надежде блаженного воскресения. – Димитриевскою субботою называется суббота пред 26 днем Октября, – днем памяти св. Димитрия Солунского. В эту субботу православная Церковь особенно поминает воинов, убитых на войне за веру, царя и отечество. Начало этому поминовению было положено Димитрием Иоанновичем Донским, русским великим князем, после победы над Мамаем на Куликовом поле в 1380 году. – В день усекновения главы Иоанна Предтечи, 29 Августа, церковь поминает воинов, которые подобно сему праведнику, пострадавшему за истину, полагает жизнь свою за веру, царя и отечество.
Итак, братие, православная Церковь, как чадолюбивая мать, напутствует своими молитвами в загробную жизнь всех в православной вере скончавшихся; она же поминает их и после. Будем же и мы, братие, поминать по уставу Церкви сродников своих и знаемых преставльшихся. Своею молитвою мы доставим им утешене, равно и себя успокоим тою же молитвою в разлуке с ними. Будем молиться и за всех от века в православной вере скончавшихся, будем просить для них милости Божией и царства небесного. Этим мы доставим им утешение, а за это благий и человеколюбивый Бог помилует и нас грешных. Аминь.
* * *
Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа