Источник

Беседа LXXXVIII. Об одиннадцатом члене символа веры. О молитве за умерших

Чаю воскресения мертвых

В прошедшей беседе, братие, мы сказали с вами, что Господь, по своему правосудию, после частного суда, который бывает тотчас по смерти каждого человека, определяет грешникам мучение. Но, братие, частный суд, как мы сказали, есть суд не окончательный. Посему и некоторые грешники, именно те, которые умерли с верою и раскаянием, но не успели привести плодов достойных покаяния, могут получить облегчение от своих мучений и даже совершенно освободиться от них. Этой возможности получить облегчение или освобождение от мучений они достигают не сами по себе, – ибо, как мы говорили, смерть есть окончательный срок для нашего приготовления и по смерти нет покаяния и исправления во грехах, – а по молитвам за них православной Церкви. К достижению блаженного воскресения им могут вспомоществовать приносимые за них благотворения и молитвы, особенно же соединенных с приношением бескровной жертвы тела и крови Христовых. Это учение о благотворениях и молитве за умерших основано на священном писании и предании, и было известно еще в ветхом завете. Так в те времена у евреев существовал обычай преломлять над умершими хлебы (Втор.26:14; Иер.16:7). Праведный Товит в своих наставлениях сыну заповедовал при гробах раздавать хлебы неимущим (Тов.4:17). Премудрый сын Сираха заповедовал не лишать умершего милости. Во времена Иуды Маккавея была принесена молитва и жертва за умерших воинов для очищения их от грехов (2Мак.12:39–46). В новом завете, с того самого времени, как образовалось общественное христианское Богослужение, молитва за умерших вошла в него, как непременная часть. Об этом свидетельствуют все древние чиноположения Божественной литургии, начиная от литургии апостола Иакова и кончая литургиями, совершаемыми у нас. По сему нет никакого сомнения, что моление за умерших есть предание апостольское. Св. Отцы с особенною подробностью раскрывают важность и необходимость молитв и принесения бескровной жертвы за умерших, утверждая, что те и другие заповеданы св. Апостолами. Из весьма многих подобных свидетельств приведем для примера некоторые. Святой Кирилл Иерусалимский говорит: «Превеликая будет польза душам, о которых моление возносится, в то время как святая предлежит и страшная жертва». (Тайновод. поуч. 5, гл. 9). Святой Василий Великий в молитвах, читаемых священником в церкви за вечернею в Троицын день, говорит, что Господь сподобляет принимать от нас молитвенные умилостивления и жертвы о иже во аде держимых, с надеждою для них мира, ослабления, и свободы. Св. Афанасий Великий говорит: «Богоглаголивые Апостолы, освященные учители и духовные отцы, по достоинству их, будучи исполнены Божественного Духа и по мере вместимости приявшие, исполнившую их восторга, силу Его, богодухновенными устами богоугодно учредили литургию, молитвы и псалмопения, и годичные воспоминания о усопших, каковое обыкновение благодатью человеколюбивого Бога даже доныне усиливается и распространяется от восток солнца до запад, на север и юг, в честь и славу Господа господствующих и Царя царствующих». Св. Иоанн Златоуст говорит: «не напрасно узаконено Апостолами творить пред страшными тайнами поминовение об усопших: они знали, что великая бывает от сего польза для усопших, великое благодеяние» (Догм. Богосл. М. М. T. И., 593–594 стр.).

Учение о молитве за умерших имеет также основания и в слове Божием. Правда, в свящ. писании нет прямой заповеди о молитве за умерших. Апостолы, как мы знаем, братие, многое передавали верующим не письменем, а устным словом (1Кор.11:2; 2Сол.2:15). Но тем не менее свящ. Писание не только отнюдь не запрещает молитв за умерших, но даже прямо приводит и предрасполагает к ним. Все мы, братие, дети одного Отца небесного, все мы должны иметь любовь друг к другу такую, которая по слову апостола Павла николиже отпадает (1Кор.13:8). Все мы составляем единую Церковь Христову, не только живущие на земле, но и все скончавшиеся в истинной вере и святости. Посему и на тех, которые хотя пред смертью и не принесли плодов достойных покаяния, но умерли в вере и общении с Церковью, мы должны смотреть, как на своих сочленов, и по закону любви христианской, по которому, если страдает в церкви один член, с ним страдают и все члены, должны относиться к ним не иначе, как с состраданием и готовностью помочь им в облегчении их участи по смерти, в достижении блаженства. Но чем же и как мы можем помочь им? Сами собою, конечно, мы не можем оказать им помощи, – остается одно – молить об них милосерднаго Господа. Слово Божие и заповедует нам молиться друг за друга (Иак.5:16), молиться за всех человеков (1Тим.2:1), без всякого ограничения временем и местом. Следовательно, мы должны молиться за ближних наших и тогда, когда они живут с нами на земле, и когда переселяются в другой мир, ибо аще живем, аще умираем, по слову апостола, Господни есмы (Рим.14:8), и умершие, как и живущие, равно у Бога живи суть (Лк.20:38). Св. Иоанн Богослов указывает одно только препятствие к молитве за другого, если у него есть грех к смерти (1Ин.5:16). Грех к смерти есть нераскаянность и ожесточение, упорство в неверии или какой-либо страсти. Если же умершие каялись во грехах своих и умерли в вере и в общении с Церковью, то следовательно они принадлежать к числу тех ближних наших, за которых заповедано нам молиться. Кроме этого Иисус Христос учил: всяк грех и хула отпустится человеком: а яже на Духа хула, не отпустится человеком. И иже аще речет слово на Сына человеческаго, отпустится ему: а иже речет на Духа Святаго, не отпустится ему, ни в сей век, ни в будущий (Мф.12:31–32). Отсюда мы видим, что отпущение грехов грешникам возможно и по смерти их. Равным образом в слове Божием говорится, что Господь Иисус иматъ ныне ключи ада и смерти (Откр.1:18), следовательно, может отверзать ими затворы адовы и освобождать оттуда узников подобно тому, как Он вывел из ада ветхозаветных праведников, которые, хотя с верою ожидали его пришествия, но до совершенного Им искупления вследствие тяготевшего над ними прародительского греха находились в аду. Но так как по смерти для самих грешников не остается места ни для покаяния, ни для заслуг, то необходимо допустить, что Господь подает прощение тем из них, которые умерли с верою и покаянием, а не в смертном грехе, по молитвам Церкви. Так, братие, учение о молитве за умерших имеет основание и в слове Божием. Слово Божие учит только, что грешники сами по себе не могут испросить себе у Бога освобождения из ада (Пс.6:6), и что изменение в положении грешников может быть только до всеобщего суда, после которого наступит полное и совершенное воздаяние людям по делам их (Рим.2:6; Гал.6:7; 2Кор. 5:10).

Но, говоря о значении молитв за умерших, мы должны братие, помнить, что эти молитвы имеют значение только для тех грешников, которые скончались в вере и покаянии, и что они получают прощение по милосердию Господа. Умершие грешники не получили бы пользы от наших молитв, если бы при жизни своей не приобрели хотя бы и слабых задатков веры и добра, и чрез это не сделались бы достойными церковных молитв. Тем же, которые умерли в смертных грехах, в противлении Христу и св. Церкви, и не вмели в себе задатков добра, молитвы наши не доставляют облегчения. «Нимало не должно сомневаться», – говорит блаж. Августин, что (молитвы св. Церкви, спасительное жертвоприношение и милостыни) приносят пользу умершим, – но лишь тем, которые прежде смерти жили так, чтобы по смерти все это могло быть для них полезным. Ибо для отшедших без веры, споспешествуемой любовью, и без общения в таинствах, напрасно совершаются ближними дела того благочестия, коего залога они не имели в себе, когда находились здесь, не приемля или всуе приемля благодать Божию, к сокровиществуя себе не милосердие, а гнев. Итак, не новые заслуги приобретаются для умерших, когда совершают за них что-либо доброе знаемые, а только извлекаются последствия из прежде положенных ими начал» (Догм. Богосл. М. М. II т. 599 стр.). Посему-то, братие, и мы должны памятовать, что хотя молитвы за умерших и оказывают помощь им, однако не всем, и не должны оставаться беспечными в своем спасении и ожесточаться во грехах своих.

Молитвы за умерших, принося пользу тем, за кого возносятся, полезны также и тем, кем возносятся, т. е. самим молящимся. Не говорим уже о том, что эти молитвы доставляют успокоение молящимся в скорби о потере родных и знакомых. Смерть родных часто причиняет нам много скорби. Молитва за них есть верное средство, доставляющее успокоение скорбному сердцу. Но и помимо этого, вознося молитвы свои к Богу за умерших родных и ближних своих, мы оказываем любовь свою к ним и этим самым исполняем одну из великих заповедей Иисуса Христа. Посему-то и молитвы за умерших во всяком случае полезны самим молящимся, по слову Псалмопевца: молитва моя в недро мое возвратится (Пс.34:13), и Спасителя: мир ваш к вам возвратится (Мф.10:13). Ветхозаветный праведник Товит удостоился благословения Божия за то, что погребал тела усопших в убожестве; своих единоплеменников и оставленных без погребения. Точно также получат благословение от Господа и те, которые из любви к ближним заботятся о блаженстве их душ по смерти посредством молитв и милостыни. «Если кто-нибудь, – говорит св. Иоанн Дамаскин, – хочет помазать больного миром или иным священным елеем, то сперва делается причастным помазания сам, то есть помазующий, а потом помазует больного: так всякий, подвизающийся о спасении ближнего, сперва получает пользу сам, потом приносит оную ближнему: ибо не неправосуден Бог, чтобы забыть дела, по слову божественного апостола» (Догм. Богосл. М. М. II т. 606 стр.).

Итак, братие, Господь, определяя грешникам на частном суде предначинательные наказания в аде, оставляет им, по своей бесконечной благости, если только они скончались в вере и покаянии, возможность до самого последнего суда освобождаться от уз ада по ходатайству Церкви, по молитвам и благотворениям людей, живущих еще на земле. Будем же, братие, возносить молитвы за усопших, совершать в память их милостыни и приносить о спасении их чрез пастырей Церкви бескровную жертву Тела и Крови Христовы, будем молиться о всех скончавшихся в православной вере Христовой. В то же время, братие, будем со страхом проходить путь настоящей жизни, будем заботиться о том, чтобы отойти из этой жизни в вечность с верою и покаянием, ибо только в этом случае молитвы за нас могут быть угодны Богу. Аминь.

* * *

1

Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа


Источник: Москва. Университетская типография, Страстной бульвар. 1897. (Отдельный оттиск из №№ Душеполезного Чтения 1880—1897 гг.). От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется Москва. Августа 20 дня 1897 года. Цензор Протоиерей Иоанн Петропавловский.

Комментарии для сайта Cackle