Архангельский собор
С южной стороны Успенского собора возвышается не менее замечательный своею святынею и древностию собор Архангельский. Он устроен был в 1333 году Великим Князем Иоанном Даниловичем Калитою.
Ещё прежде сего собора на этом месте стояла деревянная церковь во имя Архистратига Михаила, которого издревле Русские Князья признавали своим заступником. Когда обветшала эта церковь, Великий Князь соорудил на этом месте каменную. Подражая греческому царю Константину Великому, воздвигшему особу. Церковь для погребения греческих императоров, Великий Князь с тою же целью соорудил и эту церковь и назначил её местом для погребения себя и своих преемников. Храм этот в начале XVI века оказался ветхим и тесным. Великий Князь Василий Иоаннович заложил новый, по образцу Успенского собора, обширнее прежнего. В 1509 году, в день самого праздника, новый собор был освящён Всероссийским митрополитом Симоном, в присутствии самого Великого Князя. Впоследствии Архангельский собор, вместе с прочими зданиями Кремля, не раз подвергался разрушениям. Так, в 1610 году, повествует летописец, в Архангельском соборе «бысть шум и гласи и плач пред самым разорением царства Московского». Во время 19-тимесячной осады поляками Кремля Архангельский собор подвергся опустошению. В 1737 году, во время Московских пожаров, Архангельский собор снова подвергся печальной участи. Внутренним украшением и живописью собор Архангела Михаила обязан был Императрице Екатерине II. Её повелением живопись в нём была возобновлена, с удержанием прежнего характера. В 1775 году, в храмовый праздник Архангела Михаила, Митрополит Платон в проповеди своей говорил: «Не мы только, но и самые стены храма сего проповедуют усердие Благочестивейшей Государыни к святым местам». В 1812 году Архангельский собор снова потерпел опустошение от неприятелей. Французы, заняв Москву, опустошали все соборы Кремля, между которыми потерпел и Архангельский.
Архангельский собор служил усыпальницею древних русских Великих Князей и Царей, начиная от Иоанна Даниловича Калиты до Иоанна Алексеевича. Между гробницами Великих Князей и Царей особенно замечательны две гробницы: в одной из них почивают на вскрытии мощи св. Царевича Димитрия, а в другой, под спудом, – мощи св. Благоверного Князя Михаила и боярина его Феодора.
Св. Благоверный Царевич Димитрий был сын Царя Иоанна Васильевича Грозного. По смерти его престол Царский наследовал сын его Феодор. По причине его слабого здоровья, ему помогал в управлении родственник его боярин Борис Годунов. Побуждаемый властолюбием, он возымел желание наследовать престол царский. Пользуясь слабым здоровьем Царя Феодора Иоанновича, Годунов решился осуществить своё рамерение. После Царя Феодора оставался ещё сын Царя Иоанна Грозного Царевич Димитрий, который должен был наследовать престол Царский. Борис Годунов замыслил погубить Царевича Димитрия, чтобы наследовать самому престол Царский. Для достижения своей цели Годунов, прежде всего, удалил от Царского двора всех, которые могли бы препятствовать ему. Вдовствующая Царица, супруга Иоанна Васильевича Грозного, и родственники её отправлены были в город Углич, который послужил местом исполнения его замыслов. Дьяк Михаил Битяговский, Никита Качалов и некоторые другие согласились быть исполнителями злодейского намерения Годунова. При Царевиче Димитрии находилась мамка, которая присоединилась к исполнителям злоумышления Годунова. Вдовствующая Царица Мария неусыпно бодрствовала над своим сыном и почти не упускала его из своих глаз. Но случилось, что после обеда она заснула и все разошлись по своим домам. Тогда кормилица нашла удобный случай погубить Царевича Димитрия. Поманив Царевича к себе, под тем видом, как бы играть, она предала его в руки убийц; злодеи нанесли Царевичу смертную рану, и невинный страдалец Димитрий мученически предал дух свой Господу. Это было в 1591 году, мая 15 дня. Святое тело его положено во гроб и поставлено в Угличе, в соборной церкви.
В 1606 году, июня 3 дня, при Великом Князе Василии Иоанновиче Шуйском и Патриархе Гермогене, св. мощи Царевича Димитрия перенесены были из Углича в Москву и поставлены в соборном храме св. Архистратига Михаила, где и доныне почивают нетленными. На гробнице Царевича Димитрия читается следующая надпись: «В лето 7099, месяца мая в 15 день, убиен бысть Благоверный Царевич Князь Димитрий Угличский, Государя Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича, всея России, сын, повелением Бориса Годунова, от Никитки Качалова, да от Данилки Битяговского с товарищи, и принесены его св. мощи из Углича в Царствующий град Москву, в 7114 году.» Память св. Царевича Димитрия празднуется церковию мая 15-го, а перенесение св. мощей его июня 3-го дня.6(*)
Святый Благоверный Князь Михаил Киевский и Черниговский жил в XIII столетии, был сын Князя Черниговского Всеволода Чермного. Во время княжения его в Киеве, было сильное разорение и опустошение России татарами. Когда Батый, татарский хан, издал своё повеление, чтобы ни один из Князей Русских не осмелился владеть княжеством своим, если не побывает у него и не получит на то права; тогда Великий Князь Михаил по необходимости должен был согласиться исполнить волю хана. Но прежде, нежели он отправился в Орду, открыл своё намерение внуку своему Борису Васильковичу и верному своему другу боярину Феодору. Они из любви и приверженности к своему Князю решились идти вместе с ним к Батыю. Приняв поучение от своего духовника и взяв с собою святые Дары Тела и Крови Христовой, они отправились в путь. Когда прибыли в Орду, то Батый повелел жрецам своим представить их пред собой. Как скоро Князь Михаил достиг разведённого огня, сквозь который он должен был пройти, чтобы поклониться кумирам, тогда, исповедуя пред всеми веру свою, он отрекся исполнить языческий обряд и обличил жрецов в суеверии и безбожии. Когда об этом донесено было Батыю, то он послал к Князю одного из своих вельмож увещевать его повиноваться его воле. Твёрдый верою в Бога, Князь оставался непоколебимым в христианском законе, и все старания склонить Князя исполнить языческий обряд оставались тщетными. Внук Князя, Борис Василькович, со слезами просил Михаила сделать снисхождение, представляя вред отечеству от твёрдости его. Михаил отринул это предложение. После этого он начал готовиться к смерти. Верный друг его боярин Феодор был также твёрд в вере христианской и готов был лучше понести мученическую смерть, нежели изменить христианскому долгу. И так оба они, будучи уверены в близкой кончине, приобщились Св. Христовых Таин и начали петь псалмы, готовясь к смерти. Вскоре посланные от Батыя воины приступили сначала к Блаженному Князю и начали его мучить. Воин Христов все мучения перенёс с твёрдым терпением. Один из мучителей, видя непреклонность Князя, отсёк ему голову и Блаженный Михаил мученически скончался о Господе. Умертвивши Князя Михаила, татары приступили к Феодору и начали принуждать его, дабы он прошёл сквозь огонь и поклонился кумирам. Но Феодор с такою же твёрдостию отрёкся исполнять их повеление. Татары сначала лестью и обещаниями склоняли боярина Феодора исполнить их обряд, обещая сделать его Российским Князем и отдать ему все области Князя Михаила; но никакие ласки и обещания не могли поколебать добродетельного мужа и его веры в Бога. Татары предали Феодора жестоким мучениям и потом умертвили его. Это было сентября 20 дня 1245 года. Мученические тела св. Князя Михаила и боярина его Феодора привезены были сначала в Чернигов, а впоследствии времени в Москву, и поставлены были в Архангельском соборе, где почивают и доныне. Память мученической кончины св. Князя Михаила и боярина его Феодора празднуется церковию 20-го сентября, а перенесение мощей их – февраля 14-го дня.
Все Русские Великие Князья, которые почивают в Архангельском соборе, изображены на стенах его. Замечательно, что, по древнему благочестивому обычаю, Русских Великих Князей и Царей изображали в венцах, наподобие святых, как они и представлены на стенах Архангельского собора.
Достойны замечания некоторые обычаи, которые были совершаемы в Архангельском соборе. Так, напр., Великие Князья и Цари в память своих родственников давали в Архангельский собор богатые вклады на содержание духовенства, устраивали обеды для нищей братии, на которые были выдаваемы особые деньги. Все нищие, сидящие у Архангельского собора, назывались Архангельскими. Когда Русские Великие Князья и Цари отправлялись куда-либо в дальний путь, то приходили в Архангельский собор прощаться с царственными родителями и предками, прося у них благословения на путешествие. Точно также в Сырную неделю, пред Святою Четыредесятницею и в страстную седмицу был обычай у Великих Князей и Царей приходить в Архангельский собор – прощаться со своими родителями, а в день Светлого Христова Воскресения – христосоваться с ними. После торжественного вступления на царство приходили в Архангельский собор испрашивать себе благословения у своих священных предков, а выходя из собора, в преддверии раздавали народу золото и серебро. Даже самозванец Лжедмитрий исполнил этот обряд: он, после венчания на царство, в 1606 году, приходил в Архангельский собор поклониться пред гробом Царя Иоанна Васильевича и со слезами говорил: «О родитель мой любезный, ты оставил меня в сиротстве и гонении, но святыми твоими молитвами я цел и державствую.»
Ризница Архангельского собора
Ризница Архангельского собора заключает в себе Евангелия, кресты, сосуды, священные облачения, покровы и другие церковные предметы. Из них, по святыне и богатству украшений, особенно замечательны:
Золотой крест Царя Феодора Алексеевича, 1677 года, с частицами св. мощей. Он украшен жемчугом и разными драгоценными каменьями.
Золотой потир для св. Причащения, с дискосом, звездицею и двумя блюдцами. Они устроены были усердием Благоверной Великой Княгини Ирины Феодоровны, по Государе и Царе Феодоре Иоанновиче, в в церковь Архангела Михаила, в 1598 году.
Золотое кадило Царя Феодора Алексеевича, представляющее собою вид храма с разными священными изображениями.
Надгробные покровы, облачения и воздухи, устроенные, большей частию, усердием Великих Князей и Царей.
Самым главным сокровищем, здесь хранящемся, почитается древнейшее Славянское Евангелие, почти современное известному Остромирову Евангелию, написанное в XII веке для Великого Князя Мстислава Владимировича. Это Евангелие, кроме древности его, замечательно также по богатству украшений.7
* * *
См. Историч. Словарь о Русских святых. Спб. 1836 г. и опыт Историч. Словаря о Русских святых. 1784 года, Москва.
См. Памятники Снигирева изд. 1842–1845 г.