Источник

34. Поучение в неделю Фомину

«Во едину от суббот, и дверем затворенным, идеже бяху ученицы Его собранни страха ради иудейска, прииде Иисус и ста посреди, и глагола им: мир вам» (Ин. 20:19).

В нынешний день вечером Господь вдруг неожиданно, но видимо, вошел сквозь затворенные двери в дом, где собрались апостолы и заперли двери по причине страха гонений, воздвигнутых на них иудеями, страха ради Иудейска. Это их привело в некоторый страх и смущение, но Он их успокоил, сказавши: «Мир вам». Открытая и глубокая язва на пречистом Его ребре и язвы гвоздинные на руках и ногах поразили их чрезвычайно, но Господь их успокоил, и они возрадовались: видите руце Мои и нози Мои, яко Аз Сам есмь.

Как вы думаете: может ли Христос Господь явиться в таком виде теперь среди нас? Может. Хотя Господь вознесся на небо, но сказал святым Апостолам, что Он пребудет с ними и со всеми верующими навсегда: «Аз есмь с вами во вся дни до скончания века»27. И действительно, Он много раз потом, видимо, являлся многим святым на земле и особенно мученикам: прочтите жития святых отцов. Почему же Он среди нас не является, видимо? Чтобы не лишить нас веры и того блаженства, которое даруется за веру в Него. Если ты веруешь во Христа, когда увидишь Его очами своими, то, пожалуй, потребуешь осязания руками, как неверный Фома, тогда твоя вера не будет иметь ни малейшей цены. Величайшую цену она имеет тогда, когда ты веруешь словам и очам видевших Господа святых Апостолов: «блажени не видевшии и веровавшии»28, – сказал сам Господь. И так Господь невидимо и теперь обитает среди нас, ибо, как Бог, Он вездесущ везде. Может быть, и здесь Он действительно пребывает, но не хочет, говорю, лишить нас блаженства, лишить драгоценной в Него веры. Апостолов же, как первых свидетелей, необходимо было уверить видимым явлением. Но иной скажет: «я хочу, чтоб мне, видимо, явился Христос: тогда я в Него уверую». В таком разе ты сам хочешь лишить себя блаженства, даруемого за веру. Да и можно ли нам, людям грешным, видеть Господа лицем к лицу? «Не бо узрит человек лице Мое и жив будет»29, говорит Господь.

– О чем это вы спорите? – спросил странник, догнав двух учеников, шедших в Еммаус.

– А ты кто? Что не знаешь происшествий, на днях бывших в Иерусалиме?

– Каких?

– А тех, что между нами, был Человек, сильный делом и словом, Который творил многоразличные чудеса, но иудеи Его распяли на кресте, и Он лютой смертью умер. А между тем говорят, что Он воскрес, и некоторые женщины наши Его видели, и ангелов будто бы около гроба видели.

– О, несмысленные и медленные сердцем, – отвечал странник, – для того, чтоб веровать во все эти события, ибо так именно следовало пострадать и умереть Христу, и стал им припоминать разные о сем пророчества.

Этот странник был сам Иисус Христос, но ученики Его не узнали, а догадались тогда, когда Он в гостинице стал благословлять хлеб по Своему обычаю и сделался невидим. «Не сердце ли горело в нас, когда мы были с Ним на пути?» – сказали они друг другу тогда. Так если те, которые часто Его видели, не могли Его узнать, то узнаем ли Его мы, если бы Он и явился нам здесь в виде какого-либо странника? – О, братие! Одно сердце может чувствовать Его приближение к нам, когда наше сердце горит к Нему пламенной любовью! Он и теперь здесь, – говорю, – среди нас самолично, ибо Он на престоле пребывает в святейшем теле и крови Своей в образе хлеба и вина, но только мы Его не видим, а Он нас совершенно видит. Боже! Боже! мы веруем, что Ты живешь среди нас и видишь нас и дела наши. Не отврати же лица Твоего от нас по причине грехов наших, но помилуй нас. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1900. Т. 1. – 384, IV с.

Комментарии для сайта Cackle