Источник

Слово на день Пятидесятницы и по случаю присоединения к православию католического семейства графа Красинского, сказанное в Свято-Троицком Каменецком монастыре 30-го мая 1843 года6

Пятидесятницу празднуем и Духа npишecmвиe. Стих. на «Господи воззвах».

Но какую Пятидесятницу? Пятидесятница была и в Ветхом Завете; и в Ветхом Завете она совершалась торжественно и составляла один из величайших праздников Церкви. Но то был праздник иудейский; то было воспоминаниe Синайского законодательства, бывшего в пятидесятый день по исходе Израильтян из Египта. Конечно, никто не подумает, что эту еврейскую Пятидесятницу празднуем ныне мы, христиане, Наша Пятидесятница – пришествие Духа: Пятидесятницу празднуем и Духа пришествие.

Но и в Ветхом Завете многократно сходил и приходил на избранных Божиих Дух Божий. Боговидец Исаия, призываемый к служению пророческому, принимает в уста таинственный угль (Ис. 6:6,7), а с ним и благодатную силу проразумения будущих судеб Церкви. Иезекииль, в минуты вдохновения, ощущает какое-то особенное и незримое прикосновение к нему Господа, возлагающего на него, как бы руку Свою, и получает дар ведения тайн сокровенных (Иез. 1:3). Даниил, в молитвенных исповеданиях пред Богом, возносится духом до ясного созерцания важнейших явлений в царстве благодатном (Дан. 9:20–27). Давид, помазуемый рукой Самуила, в тоже время помазуется Духом Иеговы, который и носится над ним от того дне и потом (1Цар. 16:13). Елисей, приняв от Илии чудодейственную милоть, принимает пророческий дух его и сугубую силу чудес и знамений (4Цар. 2:9–15 ). Таковы вдохновения и наития св. Духа, бывшие в Церкви подзаконной! Но кто не видит, что все подобные проявления дарований благодатных – слишком частны, разновременны, разнообразны, и более ощущаемы, чем изъясняемы? Опять нельзя думать, чтобы их разумела св. Церковь, празднуя ныне Пятидесятницу и Духа пришествие.

Действительно, наша Пятидесятница есть праздник христианский, новозаветный. Это есть сошествие св. Духа на Апостолов. Оно совершилось в пятидесятый день по воскресении Христа Спасителя, и имеет такую существенную связь с тайной искупления, что наша Пятидесятница служит завершением на Сионе всего, что сделал для нас Бог во плоти на Голгофе и Елеоне. Итак, наша Пятидесятница есть событие чрезвычайно важное в благодатном царстве Божием. Спасительные плоды сошествия св. Духа на Апостолов не ограничиваются насаждением только и распространением Церкви Христовой во всех концах вселенной, но объемлют своим благодатным действием и все стояние на земле этой Церкви до кончины мира. Применительно к столь высокой цели Завета благодатного, и самый образ благодатного озарения учеников Христовых не похож ни на одно из тех ветхозаветных просвещений и помазаний от святого, коими были движимы и вдохновляемы святии Божиии человецы (2Петр. 1:21). Дух Святой сошел на Апостолов, не только в мере сугубообильной, как на всемирных деятелей, но и непосредственно, видимо, торжественно. Сию-то празднуем Пятидесятницу; cиe-то Духа пришествие торжествуем. Вникнем частнее в обстоятельства сего пришествия.

Вы же седите во граде Иерусалимсте, дóндеже облечетеся силою свыше (Лук. 24:49). Это было последнее завещание вознесшегося Господа к ученикам Своим. Вследствие сего, Апостолы, собравшись вместе, неотлучно находились в одной Иерусалимской храмине в непрестанных ожиданиях и молитвах (Деян. 1:12,14), да приидет на них Он – Дух истины, имевший наставить их на всяку истину (Иоан. 16:13). Но вот проходит несколько дней, а обетованный Утешитель не приходит; приближается и праздник Пятидесятницы, а безначальный Отец, умоляемый Сыном Единородным, не посылает в мир Духа Божественного. Вот наступает утро священного дня, настает наконец и торжественный час всенародного молитвословия. Иудеи, не только Палестинские, но и рассеянные по всем странам света, на этот праздник собирались в Иерусалим, и в час всенародной молитвы должны были находиться в храме. Но пришельцы Галилейские, – святые Апостолы, не могли участвовать в отечественном празднике. Как ученики распятого Назарея, они не смели в столь торжественную минуту показаться народу и старейшинам Иерусалимским. Понятно, что в таком тревожном состоянии духа, им ничего более не оставалось, как пребывать в той же горнице и усугубить свои молитвы и воздыхания, да ускорит Пресвятой Дух Своим наитием и осенением.

И вот, когда сто двадцать душ, как бы слились в душу одну, и сто двадцать самых пламенных молений, проникнутых живым упованием, исторглись из благочестивых сердец и понеслись к престолу Бога триединого, вдруг послышался шум бури, несущейся к храмине, как бы с расторженных молитвой небес. Бурное дыxaниe лишь только огласило дом и молящихся в нем, как тотчас заблестели вверху разделени язы́цы яко огнени и, спустившись, воссели на каждом из Апостолов. И это был тот Утешитель, тот самый Дух Святой, коего послал в мир Отец, по молитве и заслугам Сына. Это была та небесная благодатная сила, коей имели облечься будущие проповедники, чтобы возвестить Евангелие Божие всем языкам во всем мире: и исполнишася вcu Духа Свята и начаша глаголати иными языки, якоже Дух даяше им провещавати (Деян. 2:4).

Так совершилось прославляемое ныне сошествие Святого Духа на Апостолов, возродившее и как бы пересоздавшее их во всех силах души! Святые Апостолы, приняв Духа, тотчас же ощутили в себе не только непостижимое уяснение истин боговедения, но и такое воодушевление, что теперь ни смерть, ни живот, ни настоящя, ни грядущая, не могли уже отлучить их от Христа. Первее всего, Святой Дух воскресил и оживил в их памяти все наставления, какие они когда-либо слышали от своего Учителя и Господа, а затем, раскрывая перед ними во всей полноте тайну искупления, Он сообщил им и такие истины, коих доселе они не слыхали, потому что были еще неспособны к их принятию (Иоан. 16:12–144). Царство Израилево, которого они так ожидали в пришествии Христовом, теперь окончательно получило в их глазах иной свет. Прежние виды их на земные награды теперь совершенно исчезли: единственной их мыслью теперь стало слово о кресте; единственным желанием – распространение веры в Распятого, единственной наградой – соединение со Христом там, в вечно-блаженном царстве света и славы. С таким-то настроением духа и воли, неграмотные Галилеяне развеваются по лицу земли, и несмотря ни на гонения и преследования, ни на узы и темницы, всюду проповедуют имя Христово, а небоязненно возвещая всем и всюду спасение Божие, всюду становятся зиждителями церкви Божией и строителями в ней таин Христовых.

Но Церкви, насажденной руками богомудрых благовестников, надобно было возрастать, расширяться и стоять на земле до исполнения всех лет и времен. Между тем, по мере распространения Евангелия в среде земнородных, область тьмы и нечестия стала падать и стесняться. Крест Христов, водружаемый во всех концах мира, видимо ниспровергал державу князя мира. Дивная сила Иисуса попирала его всюду и изгоняла вон из храмов и капищ, душ и сердец. И чего он, – миродержитель тьмы, – не предпринимал, чтобы удержаться в своем вековом достоянии, чего не противопоставлял он быстрому расширению царства Божия и приложению по вся дни к Церкви спасающихся (Деян. 2:47)? Царей и рабов, мудрых и неразумных, благородных и худородных, всех и все вооружал он в защиту прав своих, и все вооружалось и воевало на Христа и Церковь.

Однако же, братия, эта Церковь, и среди всемирного восстания на нее, осталась непоколебимой, и даже возросла в Церковь славную и святую о Господе. От чего же? От того, что Дух Святой непрерывно хранил ее Своего вседейственной силой, –хранил ее, по началу, в лице самих Апостолов, потом, – в лице учеников и мужей Апостольских, а наконец, в лице всех преемников служения Апостольского, доселе существующих в Церкви, по непрерывному в ней преемству благодати, – хранил, то отклоняя все удары, кои злоба ада и нечестие мира направляли на ее поражение, то воздвигая во время потребно истинных благовестников, пастырей и учителей, и через них разгоняя тлетворные ветры еретических мудрований, то умиряя возникавшие в ее недрах раздоры и расколы, то ободряя и утешая ее под крестом среди мук и страданий, и самой кровью мучеников украшая ее, как непорочную невесту Христову.

Таким образом Церковь, – это святое общество верующих в Божественного Искупителя мира, – эта всемиpная нерукотворенная храмина, объемлющая собой земнородных всех мест и времен – этот освященный собор примиренных Богови крестом и кровью Сына Его, – Церковь Христова, единая и вселенская, воздвигнута и сохраняется невидимым действием благодати Духа Всесвятого, на основании Апостол и пророк сущу краеугольну самому Иисусу Христу (Еф. 2:20). К ней, – к этой Церкви, к этому таинственному телу Христову, принадлежим и мы, братья, как члены живые и богоосвященные. По действию той же благодати, и в нашей стране полночной, воссиял свет Христов, и те, кои сидели во тьме и сени смертной, увидели его, огласились словом истины, услышали радостную весть о спасении и вступили в ограду Церкви Христовой. И вот, почему мы и вся Церковь Христова празднуем и будем праздновать пришествие Св. Духа на Апостолов, законно, вечно, в роды родов. Вот основаниe той вечной хвалы и благодарения, кои мы торжественно возносим ныне преблагому Отцу за ниспослание по заслугам Сына на Апостолов, а через них, и на нас, благодати Духа, которая и ныне точно также, как и во все времена Церкви Божией, непрерывно действует, – действует не равномерно и разнообразно, но всегда спасительно и сообразно с потребностями тех, которые ее приемлют.

«Святый Дух», говорит св. Григорий Богослов, «пастыря овец творит псалмопевцем, простого поселянина – пророком, юного отрока – судией старейших, уничиженного мытаря – дивным апостолом и евангелистом»7. Кто не видит, что все означенные здесь благодатные претворения человеков Божиих происходили не только не зримо, но и до того сокровенно, что остались на всегда тайной для самих претворяемых? Но припомните обращение Савла-гонителя; припомните, как видимо и с какой силой действовала в этом ревнителе отеческих преданий, благодать гонимого им Иисуса, чтобы сотворить его Павлом-Апостолом. Да и вообще, какое дивное разнообразие проявлений благодатных представляет нам история века Апостольского, когда животворная струя учения Христова, всюду проторгаясь неудержимым протоком, так видимо текла по лицу земли, от хижины Симона кожевника до чертогов Кесарей, и так неудержимо влекла всех ко Христу, и тысячами, и единицами. Смотрите, здесь благоговейные Корнилии гласно принимают благодать Духа и обращаются ко Христу со всеми чадами и домочадцами (Деян. 10:44–48): там целые дома Стефановы, благоговейно погружаясь в водах крещения, исполняются даров благодати в служение святым (1Кор. 16:16). Здесь и там, и благородные Анфипаты, и темничные стражи, и Криспы – начальники синагоги, и Дионисии – члены Ареопагов веруют в Господа Иисуса, и изумляются силе благодати слова крестного (Деян. 13:12; 16:33).

Таковы примеры из богосветлых времен Апостольских: между тем, братия, Дух Святый бе присно, есть и будет. И ныне Он действует везде, где только не встречает преград в намеренном противлении и изуверстве. Возведи окрест очи твои Сионе, святая православная церковь, и смотри, как твои сыны и дщери приводятся действием благодати под твой кров, на лоно истинно-святой, Апостольской и Христовой веры! Смотри, какую трогательную, светлую и живую картину представляет это богоизбранное семейство8, незримыми путями благодати давно ведомое к свету истины, и ныне наконец, торжественно вступившее во двор овец истинного стада Христова. Святая радость и веселие, сияя в их взорах, не говорят ли ясно, что теперь только они слышат и узнают истинный глас Пастыря, изводящий их на злачную пажить слова чисто-Евангельского; теперь только начинают видеть и ощущать, что, вступив из-под самоназванной, видимой главы церкви под невидимую, они вочленовились в истинное тело Христово, в истинную Церковь Бога жива, яже есть столп и утверждение истины (1Тим. 1:15).

Но это не все. Посмотрите на народы язычествующие и населяющие леса и горы, степи и поморья нашего отечества. Посмотрите, не та ли же благодать Духа, так торжественно действовавшая некогда на Иудеев и Эллинов, действует и ныне в среде этих запоздалых Завулонян и Нефеалимлян? Просветительные начала, основанные на Евангелии, видимо проникают и в кочевья, и улусы, и отдаленные прибрежья рек, и едва приступные ущелья гор. Сила благодати, неодинаково, но и здесь влечет всех ко Христу, – влечет всяк пол и возраст, всяко колено и звание, влечет и старшину, и поселянина, и зверолова, и книгочея. О, как благословенно св. царство Святыя Троицы, и ныне, и во веки веков!

Между тем, на земном шаре много – и других племен и языков, кои, не зная единого Бога и Спасителя мира Иисуса Христа, доселе блуждают во тьме греховной. Нужно ли говорить, что Дух Божий носится Своим животворным дыханием и над этими неогустевшими еще водами мира нравственного, – носится, осеняет их, хранит и разными случаями жизни частной и общественной возбуждает и уготовляет их к царству Христову, чтобы в свое время и им соделаться и быть в нем новой тварью. А говорить ли о том, как сами мы, возраждаясь от воды и Духа, делаемся этой новой тварью, и как, возрастая в жизни духовной, освящаемся, мужаем, укрепляемся и достигаем возможной полноты духовного совершенства? Говорить ли об этом, когда слово наше не к тому направлено, чтобы уяснить непостижимые пути благодати, в душах верующих, а к тому, чтобы показать, как важны и неоценены для нас, для всей Церкви и для всего человечества, те блага, коими ознаменовал Господь настоящий праздник. Сколько даров самых чистых и святых излито небесной благостью на всякую плоть, с излиянием Духа на Апостолов! И, следственно, сколько побуждений для нас благодарить Святейшую Тройцу не славословиями только святыми, но и святой жизнью и святыми чувствами, и делами! Сего требует от нас святость нашего звания, а еще более святость благодати, которую мы прославляем и о которой ныне молимся.

Да, братия, если когда, то ныне мы должны молиться, да обновит Господь животворящий Свои благодатные действия в наших сердцах и утробах. Если когда, то ныне мы должны исполняться Духом, освящаться Его благодатью, и возгревать в себе Его дарования, всемерно удаляясь грехов чувственности и особенно нетрезвости, как источника всех видов плотоугодия и распутства. Жизнь не трезвая и плотская, по духу учения св. Павла, прямо противоположна благодатному исполнению Духом. Неупивайтеся вином, говорит сей Апостол; это источник зла и разврата; от него всяк помысл нечистый, всяко вожделение страстное, всяк грех срамный: неупивайтеся вином, в нем же есть блуд, но паче исполняйтеся Духом (Еф. 5:18).

Итак, празднуйте, братия, и торжествуйте этот нарочитый день; но празднуйте среди непрерывных благодарений ко Господу, и с сыновним страхом пред Ним. Торжествуйте спасение Божие, явленное миру благодатью; но торжествуйте достойно и по святыни духа, назидая самих себя и друг друга молитвой, словословиями и духовными беседами, а паче же духовными делами. Тогда благий Утешитель не укоснит исполнить нас Своей благодатью и пребудет с нами и в нас. Аминь.

* * *

6

В бытность Ректором Каменец-Подольской семинарии и настоятелем названного монастыря.

7

Слово на сошествие Святого Духа.

8

Семейство Красинских, о коем сказано в начале.


Источник: Херсон. Печатано в типографии И. О. Ващенко. 1870

Комментарии для сайта Cackle