Молитва Господня
Отче наш Иже еси на небесех!
Стих сей есть предисловие молитвы, из которого научаемся: 1. Что Бог есть истинный Отец христиан, а они суть сынове Божий верою о Христе Иисусе (Гал.3:26). Следовательно им должно призывать Его, как Отца, с упованием, как плотския дети призывают своих родителей, и к ним во всех нуждах руки свои простирают. 2. Бог есть Один Отец христианам, следовательно они между собою суть братия, как имеющие Одного Отца. 3. Христиане, как духовные братья, должны иметь между собою любовь. 4. Должны друг за друга молиться, и как один глас от сердца испущать к Небесному своему Отцу: Отче наш! Слово сие, по словам св. Златоуста, научает нас творить за братию общую молитву. Ибо не говорит: Отче мой, но Отче наш, что значит возсылать молитвы за общее тело, и не свою только пользу, но и пользу ближняго везде наблюдать. 5. Если христиане суть братия о Боге, то все имеют одну честь и славу, – все, говорю, господа и слуги, славные и неславные, богатые и нищие, сановитые и худородные, как братия, и потому не должны друг друга презирать, потому что все едино суть о Христе Иисусе (Гал.3:28). Св. Златоуст говорит на сие место, что оно удаляет от нас неравенство и показывает великое равночестие Царя с нищим. 6. Когда хотят без зазрения совести, призывать и называть Его Отцем, то всячески должны беречься грехов и особенно добрыми нравами уподобляться Богу, как дети Отцу своему. 7. Из сего видно, что христианин неисправный, пока не позаботится об очищении себя истинным покаянием, не может, с пользою для себя, призывать Бога, тем более не может называть Его Отцем, и молитву сию произносить. Непременно надобно оставить грехи и прихоти плотские, – покаяться и отступить от неправды, по учению Апостола: да отступит от неправды всяк именуя имя Господне (2Тим.2:19). Ибо как может сказать Ему: Отче наш тот, кто сам уподобляется нравами своими скотам или диаволу?! Те, которые называют Бога Отцем, и молятся Ему Отче наш, должны быть сынами Божиими, а в сынах должны быть свойства, подобные Отцу. Итак непременно должно по подобию блуднаго сына, прийти в себя, обратиться и возвратиться к Отцу, и пред Ним со смирением признать грех свой: Отче! согрешил на небо и пред Тобою, и уже несмь достоин нарещися сын Твой (Лук.15:17–21) и впредь не отлучаться от Отца Небеснаго, но работать Ему от чистаго сердца, иметь общение с Его домашними, то есть истинными христианами и вместе с ними возносить к Нему сей общий глас: Отче наш! 8. «Говорится на небесех не потому, чтобы Бог заключен был в небесах, но потому, что слово сие отводит молящагося от земли и возводит к небесным обителям,» говорит св. Златоуст, а также и потому, что там, на небесах, отечество избранных, там Бог показывает Себя в славе Своей и увеселяет души святых. Но собственно говоря Бог есть на всяком месте – на небеси и на земли, как поет Псалмопевец: Бог наш на небеси и на земли (Пс. 113, 11). Далее посмотрим, о чем Христос повелел христианам молиться.
Да святится имя Твое
1. «Да святится имя, то есть – до славится имя Твое,» – говорит св. Златоуст. 2. Это значит, чтобы мы ничего иного, как только славы Божией искали. Св. Златоуст пишет, что молитва того, кто называет Бога Отцем, бывает достойна тогда, когда он ничего не просит прежде славы Божией, но всему предпочитает хвалу Ему. 3. Имя Божие свято и славно без нашего прославления, но мы должны стараться, чтобы и в нас оно славилось. 4. Имя Божие прославляется тогда, когда часто проповедуется слово Его, и мы исправляем жизнь свою по слову Его, как говорит Христос: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрые дела, и прославят Отца вашего, Иже есть на небесех (Мф.5:16). 5. Этого мы сами, без благодати Божей делать не можем, потому и просим Отца Небеснаго, да милостивно подаст нам оное. 6. Отсюда видна немощь наша, что без Бога мы не можем творить никакого добра, как говорит Христос: без Мене не можете творити ничесоже (Ин.15:5). 7. Если просим, чтобы святилось и славилось имя Божие, то не должно нам искать славы своему имени от добрых дел. 8. Кто иначе учит или живет, а не так как слово Божие научает, тот не прославляет имени Божия. А чтобы Сам Бог не допустил нас до этого, – мы молимся Ему: да святится имя Твое!
Да приидет Царствие Твое
1. По учению св. Златоуста под царствием Божиим здесь разумеется царствие небесное, которого ожидают истинные христиане, и молятся: да приидет Царствие Твое. И это, говорит, есть слово благоразумнаго сына, который не прилепляется к видимому и не почитает за великое настоящаго, но спешит к Отцу и стремится к будущему. 2. Кто желает небеснаго Царствия, тот и молится: да приидет Царствие Твое; потому что надобно прежде презреть земное, и тогда желать небеснаго. 3. Так молящемуся надобно иметь чистую совесть, или очистить ее покаянием, и тогда молиться: да приидет Царствие Твое. Иначе нельзя желать и просить того, когда совесть, оскверненная грехами, грозитъ судом Божиим и вечною мукою! Как можно молиться и сказать: да приидет Царствие Твое, а в совести смущаться ожиданием вечной муки? Итак, непременно требуется, чтобы тот, кто желает и просить: да приидет Царствие Твое, оставил грехи и очистил их покаянием, сокрушением и верою. Ибо Царствие Божие уготовано праведным и святым и непременно приидет к ним; оскверненный же грехами напрасно будет ожидать его.
По учению св. Златоуста сие желание происходит от чистой совести души, удаленной от земного.