Источник

19. Священные изображения: древность употребления креста; происхождение св. икон, иконостасов

Храм украшается священными изображениями. Особенным украшением храма служат святой крест и иконы. В древности к кресту относились с ужасом и отвращением, потому что смерть через распятие на кресте считалась самой позорною. Но с того времени, когда Иисус Христос принял смерть на кресте, и этим освятил его, крест получил у христиан высокое значение и сделался предметом почитания. Христиане с первого века стали украшать крестом свои жилища, покланяться ему, целовать его и возжигать перед ним свечи и лампады. Особенно же распространилось употребление креста со времени вступления на престол императора Константина Великого, в 4-м веке, когда прекратилось гонение на христиан. В древности кресты имели различный вид. Был кресты трехконечные, наподобие буквы Т, и четырехконечные, наподобие буквы X. Крест, имеющий вид буквы X, называется «Андреевским», потому что на таком кресте был распят св. апостол Андрей Первозванный. Был в употреблении и четырехконечный крест, имеющий вид двух линий, сложённых под прямым утлом: +. У христиан был в употреблении и восьмиконечный крест. Вид этого креста образовался потому, что к четырехконечному кресту прибавили две линии: одна, изображающая надпись над головою распятого Господа, а другая – подставку под ноги висящего на кресте Господа.

Святые иконы, которым мы кланяемся, имеют происхождение самое древнее. Первою иконою в христианской церкви был Нерукотворенный Образ Спасителя. Происхождение этого образа, по преданию, такое: князь эдесский Авгарь тяжко заболел. Слыша чудеса Господа Иисуса Христа, он пожелал иметь Его образ. Посланный живописец не мог списать лика Спасителя. Тогда Иисус Христос позвал живописца, взял у него полотно, отер свое лицо, и на полотне изобразился Нерукотворенный Образ Христа. По преданию, известно, что евангелист Лука, как живописец, написал несколько икон, из которых более известна Владимирская икона Божией Матери. Эта икона находится в городе Москве, в Успенском соборе. В первые века христианства, когда было гонение, христиане принуждены были скрываться от язычников в подземельях, и там, совершать Богослужение.

Самое большое количество икон помещается в иконостасе. В древности алтарь отделялся от средней части храма только решеткой. Впоследствии эту решетку начали уставлять святыми иконами. В настоящее время вся перегородка, отделяющая алтарь, сплошь уставляется иконами и называется «иконостас». В иконостас, на царских вратах, изображается Благовещение Пр. Богородицы и четыре Евангелиста: св. Матфей, св. Марк, св. Лука и св. Иоанн. Изображение четырех Евангелистов на царских вратах напоминает нам, что только благодаря им, мы знаем историю жизни Господа Иисуса Христа. Евангелист Матфей изображается с человеком ангелоподобным, потому что он описывает воплощение Господа Иисуса Христа и происхождение Его, как человека, из рода Давидова. Евангелист Марк изображается со львом, как царем зверей, потому что он описал жизнь Иисуса Христа, как посланника Божия, имеющего всемогущую силу над всем миром. Евангелист Лука изображается с тельцом (теленком), как знак лучшей жертвы Богу, потому что он описал жизнь Иисуса Христа, как Спасителя рода человеческого, принесшего Себя в жертву за грехи всех людей. Евангелист. Иоанн изображается с орлом, потому что он, описывая божество Господа Иисуса Христа, возносился мыслью так высоко, как орел летает в высоте. На южной и северной дверях изображаются архидиаконы или ангелы. Рядом с царскими вратами, по правую сторону, помещается образ Спасителя, а по левую – образ Божией Матери; эти иконы называются местными, потому что всегда помещаются на определенном месте, Около образа Спасителя помещается храмовая икона, т.е. изображение того святого, в честь которого освящен храм; напр., Св. Николай Чудотворец, если храм освящен во имя Св. Николая Чудотворца; Св. Иоанн Предтеча, если храм освящен во имя Св. Иоанна Предтечи и т. п. Над царскими вратами помещается икона «Тайной вечери» для напоминания нам о той вечери, когда Господь установил Таинство Св. Причащения, которое продолжается и теперь в алтарях наших храмов. По сторонам этой иконы, во втором ряду иконостаса помещаются изображения двенадцати праздников. В третьем ряду помещаются изображения св. апостолов. В четвертом ряду – св. пророков Божиих, в пятом – св. патриархов. На самом верху иконостаса помещается крест с изображением распятого на нем Господа Иисуса Христа, а по сторонам креста – икона стоящей Божией Матери и Иоанна Богослова. Иконостас с помещенными на нем святыми иконами указывает нам некоторых из тех святых, которые за свою благочестивую жизнь удостоились райской жизни, и побуждает нас уподобляться этим святым людям, чтобы удостоиться, подобно им, райской жизни и получить царство небесное. Крест, помещенный наверху иконостаса, указывает нам, что мы можем получить спасение только через веру в распятого на кресте Господа Иисуса Христа. Во всех храмах есть: Святцы и Плащаница. Святцами называются 12 отдельных икон, по числу месяцев в году. На каждой из них изображены праздники и святые, которым посвящен каждый день какого-либо одного месяца. Плащаница это – изображение на полотне Иисуса Христа, лежащего во гробе; она в пятницу и субботу Страстной недели обносится вокруг храма и ставится посреди его для поклонения.

Для беседы с учащимися: Что служит особенным украшением храма? Как относились к кресту в древности? С какого времени крест получил высокое значение? Какой вид имели кресты в древности? Как образовался восьмиконечный крест? Какая икона была первою? Как появился нерукотворенный образ? Кто написал Владимирскую икону Божией Матери? Где она находится? Где помещается большое количество икон? Что изображается на царских вратах? Как изображаются евангелисты? Какие иконы называются местными и храмовыми? Какая икона помещается над царскими вратами? Какие иконы помещаются во втором ряду иконостаса? В третьем ряду? В четвертом ряду? В пятому ряду? Что помещается наверху иконостаса? На что указывает нам иконостас с иконами? Что указывает нам крест, помещенный наверху иконостаса? Что называется святцами? Что называется плащаницею?


Источник: Богослужение Православной Христианской Церкви : Курс гимназий, реальных училищ и других средних учебных заведений / Прот. Михаил Соколов. – 3-е изд. - Москва : Изд. «Сотрудник школ» А.К. Залесской, 1917. – VIII, 150 с.

Комментарии для сайта Cackle