Источник

Дар языков

Слово на Духов день.

И исполнишася вси Духа Свята и начаша глаголати иными языки, якоже Дух даяше им провещавати». (Деян. 2:4).

Сошествие Святаго Духа на апостолов ознаменовалось тем, что они, природные галилеяне, говорившие только по-еврейски, и притом на худшем наречии еврейского языка – галилейском, заговорили вдруг на разных инородных языках. На праздник Пятидесятницы, в который произошло это чудо, собралось в Иерусалим множество богомольцев, природных иудеев и прозелитов (обращённых из язычников), – из Европы, Азии, Африки, с островов Средиземного моря. Все они чрезвычайно были удивлены, когда из уст простых галилеян услышали звуки языков, на которых сами говорили на своей родине, на латинском, на греческом, на халдейском, на египетском и т. д. – Что знаменовало это чудесное явление, этот мгновенно открывшийся в апостолах дар языков? – Он знаменателен в двух отношениях.

1) До пришествия Христова истинная вера была достоянием одного народа. Только в Иудее был ведом истинный Бог, в одном Израиле чтилось имя святое Его, хотя Он есть Бог всей земли, Владыка всей вселенной; только в избранном народе Божием заключена была церковь Божия, и за пределы его почти не выходила. Так было до Христа. Но Христос пришёл для искупления всех людей на свете, для создания Вселенской Церкви. Во дни земной жизни своей Он действовал среди одного избранного народа, но пред вознесением на небо Он заповедал апостолам: шедше научите вся языки. Исполнение этой заповеди началось в день сошествия Св. Духа. В сей день случилось противоположное тому, что произошло во время строения Вавилонской башни. Строители, говорившие на одном языке, вдруг позабыли природный свой язык, перестали понимать друг друга и должны были рассеяться и раздробиться на множество народов. Стали возникать новые языки, которые ещё более усилили обособление одних племён от других в нравах, обычаях, учреждениях, в вере. Истинная вера едва удержалась в одном из семитских племён; явилось множество ложных религий, у каждого народа была своя вера. Со дня сошествия Свят. Духа положено начало прекращению этой религиозной розни народов. «Егда снисшед языки слия, разделяше языки (народы) Вышний; егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва». Открывшееся в строителях Вавилонской башни многоязычие послужило к разделению народов в религиозном отношении: с разностью языков соединена была разность верований. Со дня же сошествия Св. Духа в виде огненных языков чудный дар многоязычия положил начало соединению народов под властью единого Царя Христа в святой Его Церкви. Нет сомнения, что многие из собравшихся в Иерусалим на праздник богомольцы, сподобившиеся счастья слышать на своём родном языке проповедь апостолов о великих делах Божиих, тут же обратились ко Христу. Теперь они пойдут обратно на родину и слышанную ими из уст апостольских на разных языках проповедь передадут не только своим единоверцам, но и язычникам, и таким образом первые посеют семена христианской веры в среде язычников и подготовят успехи проповеди самих апостолов между ними. Первая церковь из язычников образовалась в Сирийской Антиохии, где ученики Христовы впервые стали называться христианами. Вслед за тем христианская вера распространилась в Азии, Африке и Европе, объединила собой варваров и эллинов, иудеев и язычников. В 10-м столетии она озарила и наше отечество. И подивимся путям промысла Божия в судьбах христианства на Руси. Оно появилось на Руси в то время, когда от союза с восточною православною церковью отпала западная церковь. В составе православной церкви убылое место не осталось праздным, – оно занято русскою церковью. – Возблагодарим, братие, Господа, сподобившего нас принадлежать к православной Христовой церкви. Но дело не в том, чтобы принадлежать к церкви, а в том, чтобы обрести в ней спасение. В ней сосредоточены все средства спасения, она обладает полнотой истины и благодати. Но все ли мы пользуемся этими средствами спасения? Все мы посредством крещения соединились со Христом, главою церкви: но остаёмся ли верными этому союзу? Носим имя христиан, но по жизни не походим ли на язычников? – Все прияли дары Св. Духа в Таинстве Миропомазания, – но где плоды её? Не вотще ли она в нас присутствует? – Приступаем к Таинству Тела и Крови Христовой, – но не в суд ли и осуждение? – Получаем разрешение грехов в Таинстве Покаяния; но не спешим ли каждый раз снова связывать себя узами греховными? – Ходим в храм Божий; но в стенах его, не оставляя житейских попечений, греховных мыслей и мечтаний, не походим ли на тех, которые, по слову Христову, дом молитвы обратили в вертеп разбойников? – «Много званных, но мало избранных»: этот суд Христов о своих последователях не падает ли своею тяжестью на людей, из тьмы язычества призванных в благодатное царство Его, но продолжающих пребывать во тьме грехов и нечестия и потому угрожаемых опасностью не достигнуть царства славы? – Не находимся ли и мы в подобной опасности?

2) Другое значение дара языков, значение того, что сподобившиеся его в день Пятидесятницы стали возвещать великие дела Божии на разных языках, состоит в том, что чрез это освящены к употреблению в делах веры и богопочтения все языки, – все языки отселе делаются органом славы Божией, тогда как до сих пор это было преимуществом только еврейского языка. Перевод Библии с еврейского на греческий язык, сделанный седьмидесятью толковниками за 270 годов до Р. Хр-ва, был приготовлением к признанию всех языков годными для веры. И вот на каждом языке, как бы он ни был беден, может быть совершаемо богослужение, на каждый переводится слово Божие: оно доступно теперь алеуту, калмыку, камчадалу и т. д. на природном каждого языке. Нам русским Слово Божие предлагается не только на церковно-славянском, но и на современном русском наречии. – Чтобы оценить благотворное значение употребления природного языка в богослужении, до̒лжно иметь в виду, что ничто столько не споспешествует духовному единению верующих, как участие всех в богослужении. Но совершение богослужения на родном языке ещё более способствует этому единению, ибо всем даётся возможность не только единым сердцем, но и едиными устами славословить Господа. К сожалению, не все ценят это благо. Мы справедливо упрекаем Римскую церковь за то, что в ней совершается богослужение на латинском языке, неизвестном большинству молящихся в храме, так что они, не понимая читаемых священником молитв и возглашений, только по внешним знакам, например по звону колокольчика, догадываются о времени важнейших священнодействий. Наши церковные службы на церковнославянском языке больше или меньше понятны всякому; но чем важнее это преимущество наше пред римскими христианами, тем достойнее сожаления, что не все получают от того пользу для души. Одни совсем не участвуют, или редко участвуют в богослужении; другие присутствуют в храме без надлежащего внимания и благоговения. – Подобное надобно сказать о Слове Божием. Доступное всем на родном языке, оно облегчает нам возможность знать всё, что нужно знать и делать для спасения души. К сожалению, не все дорожат этим великим благом. Одни совсем не читают Слова Божия, предпочитая ему всякое другое чтение, даже почитая Слово Божие вредным для нравственности потому, что в нём сообщаются будто бы соблазнительные (!) сведения о грехах и о святых людях, хотя кажущиеся соблазнительными эти сведения сообщаются не для научения грехам, а для обличения их, для предостережения от них и для показания милосердия Божия к людям, заглаждающим свои грехи покаянием и всецелою преданностью Господу. Другие хотя читают по временам Слово Божие, но из одного любопытства, без благоговения и молитвы, без смирения, без желания освятить себя чтением его. – Слово Божие, написанное по внушению Духа истины, наставляет нас на всякую истину и научает отличать её от лжи и заблуждений в деле веры и благочестия. Тем жалче положение тех, которые чуждаются Слова Божия и находясь так близко к источнику истины, бродят во мраке невежества, суеверий, заблуждений и даже неверия. – Закон Господень есть светильник ногам нашим и свет стезям нашим. К сожалению, как много людей, которые закрывают глаза от этого света, не хотят подчиниться руководству закона Божия в своём поведении, даже в разумении того, что грех, что не грех, a потому не почитают за грех того, что осуждается в Слове Божием, как величайшее беззаконие! – Слово Божие есть пища для утоления духовного голода, для насыщения души, ищущей правды. Но пища не тогда питательна, когда на неё смотрят, а тогда, когда её вкушают. – Слово Божие есть меч духовный, – оно дано нам для отражения врагов истины, для прогнания искушений, для рассеяния недоумений. К сожалению, одни совсем не пользуются этим оружием, другие, не умея владеть им, многое понимают в Слове Божием превратно, впадают в заблуждения, находят в нём пищу для лжеучений, – чего легко могли бы избежать, ели бы пользовались Словом Божиим под руководством Церкви и богопоставленных её учителей и пастырей.

Итак, благодаря Господа за то, что Он не только даровал нам святое Слово своё, дошедшее до нас в письмени, но и освятил его употребление на родном нам языке, будем пользоваться сим сокровищем ко благу душ наших; не допустим, чтобы это сокровище лежало у нас без употребления, убоимся участи раба, скрывшего данный ему талант в землю; но вместе будем страшиться злоупотреблять этим сокровищем, чтобы неблагоразумным или злонамеренным употреблением его, с пренебрежением руководства Церкви, не навлечь на себя осуждения от Бога, на основании того же самого Слова, ибо «оно, по свидетельству самого Христа, будет судить каждого в последний день» (Ин. 12:48).


Источник: Духовная пища : Сборник для религиоз. чтения / [Соч.] епископа Виссариона [Нечаева]. - 2-е изд. - Москва : Унив. тип., 1891. - [2], II, 410, II с.

Комментарии для сайта Cackle