Искушение в пустыне от диавола
Постився Господь дний четыредесять в пустыни, последи взалка, показуя человеческое (естество): душе, да не разленишися, аще тебе приложится враг, молитвою же и постом от ног твоих да отразится.
Сорокадневный пост Христа Спасителя (Мф.4:2) в пустыне пред выступлением Его на общественное служение явился примером и основанием для церковного поста Четыредесятницы. Христос постился, готовясь к предстоявшим Ему подвигам для спасения людей. Мы постимся для укрепления наших сил к подвигам христианской жизни для нашего спасения. Пост содействует этим подвигам тем, что и сам по себе есть подвиг самообладания, и ослабляет давление на дух со стороны чувственности. Христос постился все сорок дней, не вкушая пищи, и взалкал, почувствовав крайнюю нужду в ней уже в последний день. От нас никто не требует, чтобы мы в этом отношении буквально следовали примеру Христову.
Наше пощение должно состоять, при духовных упражнениях, собственно в воздержании от мясной и рыбной пищи, в употреблении одних растительных снедей, не ежедневном и самом умеренном. Но такое пощение мы должны соблюдать по примеру Христову во все продолжение Четыредесятницы, не ограничиваясь одной неделей, избранной для говения – приготовления к исповеди и Святому Причастию. Строго поститься в неделю говения и уклоняться от пощения в предшествующие и последующие за ней недели Великого поста значит идти против церковного Устава, и притом не без вреда для духовной жизни.
Наши говения оттого бывают бесплодны в нравственном отношении, что они кратковременны. Поговел человек одну неделю – и радуется, что отговел, и спешит вернуться к прежним греховным привычкам. Он похож на больного, который едва начал поправляться, как уже спешит выйти на воздух, бросает предписанные врачом ограничения в образе жизни и принимается за обычные занятия, не дождавшись назначенного врачом срока. Болезнь возвращается и делается гораздо острее и труднее для излечения. Как в физической, так и в духовной жизни потребна известная выдержка – необходимое условие для укрепления сил. Силы души, не укрепленные продолжительным говением, не выдерживают напора искушений и соблазнов, и говение оказывается бесплодным именно потому, что бывает слишком кратковременно; а это происходит от лености, от недостатка ревности к исполнению церковного Устава.
Бойся, душа, этой лености. Ею пользуется исконный враг наш диавол к нашей погибели. Он даже подбивает к ней тайным для нас образом, внушая нам, что наше нравственное состояние и без подвигов поста удовлетворительно, что пост вреден для здоровья, что вообще строгие подвиги благочестия, к числу которых относится продолжительный пост, свойственны одним монахам и несовместны с мирской жизнью и тому подобное. Не слушайся этих вражеских внушений, отвечай на них крепкой решимостью соблюдать предписания Церкви относительно поста и с постом соединяй молитву. Молитва легко совершается, когда тело не обременено пищей, все равно как челнок легче плывет, когда не нагружен поклажей. Помни, что диавол победил нас в раю невоздержанием. Этим же оружием он до сих пор пользуется для нашего погубления. Воздержанием с молитвой наносится поражение диаволу, и он со стыдом отступает от воздержных, как отступил от Христа в пустыне после напрасных усилий склонить Его на свою сторону.
Христос искушашеся, диавол искушаше, показуя комение, да хлеби будут, на гору возведе видети вся царствия мира во мгновении. Убойся, душе, ловления, трезвися, молися на всякий час Богу.
Искушения от диавола, каким подвергся Христос в пустыне, сходны с искушением, от которого пали наши прародители. Диавол знал, что они могут блаженствовать только в общении с Богом, во всем покорствуя Его святой воле. Диавол приложил все усилия, чтобы прервать их общение с Богом, удалить их от Него, убедить их, что они могут быть счастливы без Бога, даже будут счастливее и потому напрасно ограничивают себя Его заповедью не вкушать от древа познания добра и зла. В этом вкушении не зло для них, а благо, и очень жаль, что они не понимают своего блага. Вкуси они от запрещенного плода – и перед ними открылась бы обширная область ведения, так что, обладая таким ведением, они уже не имели бы нужды в руководстве Божием, сами сделались бы богами, ни от кого не зависящими.
Внушения диавола, обращенные к Еве, достигли цели. В ней заговорило честолюбие, желание равенства с Богом, а вместе с этим пробудилось сластолюбие. Древо, на которое она дотоле смотрела с благоговением, удивляясь совершенствам Творца, открывшимся в красоте древа, показалось ей хорошим для пищи. То, что Бог грозил смертью за это, для Евы потеряло значение – она воображала себе только небывалое чувственное наслаждение от вкушения запрещенной снеди. Сперва пала в грех Ева, за нею Адам, а вслед за ними их потомки.
Христос пришел в мир для того, чтобы разрушить дела диавола, примирить людей с Богом, прогневанным ими, восстановить их союз с Ним. Для этого надлежало победить диавола твердостью в борьбе против его искушения. Вся земная жизнь Иисуса Христа и особенно Крестная смерть показали в Нем победителя диавола. Искушение от диавола в пустыне было первым случаем победы над диаволом.
Диавол искушал Христа в пустыне, как и прародителей в раю, невоздержанием и честолюбием. Когда Иисус Христос взалкал, сатана сказал Ему: аще Сын еси Божий, рцы, да камение сие хлебы будут (Мф.4:3). Искусителю хотелось предложением Иисусу Христу легкого способа утоления голода заставить Его с первых шагов уклониться от того пути самоотвержения, на который Он вступил для спасения людей. Диаволу хотелось отвести Его с этого трудного пути на путь самоугодия, разжечь в Нем невоздержание, к которому так легко было склонить первых людей. Христос отразил нападение сатаны мечом слова Божия: писано есть: не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих (Мф.4:4; Втор.8:3).
Не сумев победить Христа искушением невоздержания, сатана пытался возбудить в Нем тщеславие и честолюбие, предложив Ему броситься с высоты кровли храма и на удивление миру остаться целым и невредимым. Потерпев поражение и с этой стороны, диавол возводит Иисуса Христа на высокую гору и показывает Ему в мгновение ока все царства мира, обещая дать Ему весь мир во власть, если только Он поклонится ему – диаволу. Это сильное искушение властолюбием Христос отразил словами: отойди от Меня, сатана, – ибо написано: Господу Богу твоему поклонишися и Тому единому послужиши (Мф.4:10; Втор.6:13).
Таким образом, восторжествовав над диавольскими искушениями, подобными тем, перед которыми не устояли первые люди, Христос загладил грех их непослушания Богу. Но от диавола все же не отнята свобода искушать людей, и это – по премудрому попущению Божию, отчасти для наказания людей, отчасти для укрепления их духовных сил в борьбе с врагом. По этому попущению он до сих пор искушает их, всячески стараясь уловить их в свои сети. Убойся, душе, его ловления, трезвися, будь бдительна. Он не только зол, но и лукав. Не только с яростью рыкающего льва, но и с змеиной хитростью исподтишка нападает на неосторожных и делает их своей добычей. Потому когда в тебе возникают помыслы и желания сластолюбивые и властолюбивые, знай, что это бывает не без участия врага, что он или прямо возбуждает их в тебе, или, если они родились в тебе единственно по твоей воле, старается разжечь и усилить их, действуя в союзе с внутренним, домашним врагом твоего спасения – с самоугодием, свойственным нашей растленной природе.
Его искушения разнообразны, но в сущности он повторяет те же козни, какие использовал, искушая первых людей. Пусть их горький опыт послужит тебе уроком осторожности или духовной бдительности при встрече с дьявольскими искушениями. Но как ни будь бдителен и осторожен, знай, что без помощи Божией ты не можешь с успехом бороться с ними. Призывай эту помощь усердной молитвой. Молись на всякий час Отцу Небесному: «Не введи меня в искушение от лукавого врага моего, но избавь меня от этого пагубного искушения», то есть или совсем не попусти мне впасть в искушение, или помоги вырваться из его сетей.