Источник

Ц

Царевококшайская Мироносицкая пустынь

Казанской Епархии заштатная мужская, находится в Царевококшайском уезде, на левом берегу реки Кокшаги малой от уездного города к северо-востоку в 7 вёрстах, основана в 7155 (1647) году, Июля 6 числа, по случаю явления в том году Мая в 1 день чудотворной Иконы Святых Жён Мироносиц. По дозволению же Государя Царя Алексия Михайловича и по грамоте, присланной в город Царевококшайск Воеводе Матфею Спиридоновичу, иждивением города Царевококшайска служилых стрельцов, посадских и уездных всяких чинов русских людей и новокрещёных, а церковной всякой утварью, пашенными землями, лугами и прочим удовольствована от Великого Государя Царя Алексея Михайловича. С 7185 (1677) года, по Указу Иосифа, Митрополита Казанского, и по желанию граждан Икона Св. Жен Мироносиц носима бавает ежегодно в города Чебоксары, Цивильск, Козмодемьянск и Царевококшайск для молебствия. Настоятельство в оной пустыни было с 7159 (1631) года Строительское, а с 7164 (1676) года – Игуменское, но по Штатам 1764 года оставлена на своём содержании с Настоятельством паки Строительским. Крестьян было 158 душ.

Царевококшайский Троицкий монастырь

Девичий упразднённый, находился близ вышеописанного.

Царевосанчурский Тихвинский монастырь

Мужской упразднённый, находился в уездном городе Царевосанчурске, бывшем прежде Казанской, а потом Вятской Епархии.

Царевосанчурский монастырь

Троицкий девичий упразднённый, находился близ вышеописанного.

Цареконстантинов монастырь

3 класса мужской, Владимирской Епархии и уезда, построен сперва в 1362 году от города Владимира в 15 вёрстах Св. Алексеем, Митрополитом Московским и всея России, во имя равноапостольных Царей Константина и матери его Елены, почему и назван оный Царевоконстантиновским. При состоянии духовных Штатов 1764 года хотя и положен во 2 классе со степенью Архимандрии, но за ветхостью в нём строения, по воспоследовавшей от Императрицы ЕКАТЕРИНЫ II, на доклад духовной Комиссии, Высочайшей конфирмации переведён того же Владимирского уезда в упразднённый Николаевский Волосов монастырь, коему велено именоваться Цареконстантиновским. Этот монастырь обведён каменной оградой с башнями. Состоит под управлением Архимандрита. За Цареконстантиновским монастырём крестьян было 513 душ.

Царицынский Предтечев монастырь

См. Предтечев Царицынский.

Царицынский Троицкий монастырь

Мужской упразднённый, находился в городе Царицыне, бывшем Астраханской, а ныне Пензенской Епархии.

Цилибинская Архангельская пустынь

Была Устюжской, а ныне Вологодской Епархии в Яренском уезде от города Яренска в 28 вёрстах вниз по течению реки Вычегды на левом берегу оной, где ныне находится Цилибской погост. Близ нынешней приходской церкви сего погоста стояла упомянутая пустынь, или просто, церковь Архистратига Михаила; под коей в пещере жил Иеромонах Преподобный Димитрий, основатель этой церкви и там скончался. А по кончине его через несколько лет над гробом его поставлена часовня, которая ныне от приходской церкви в восьми саженях к северу. Две древние Иконы, изображающие сего Преподобного, находятся одна пред гробницей к востоку, а другая на самой гробнице.

О жизни его и времени жития никаких сведений не находится кроме устных преданий и одной записки в церковном Синодике, из которой явствует, что созданная над ним часовня и гробница, существовали и память сего Преподобного почиталась ещё до 7173 (1666) года. Можно полагать, что этот Преподобный был из числа Устьвымских Пермской Епархии проповедников Христианских, обращавших в веру Христову Зырян, по реке Вычегде живших.

Цывецкая Николаевская пустынь

Мужская, вовсе упразднённая при Штатах 1764 года, находилась в Вологодской Епархии в Кадниковском уезде, от Вологды к северу в 150 вёрстах, на реке Цывце, от которой и название получила. Когда и кем основана, неизвестно, а начальство было Строительское.

Цивильский Вознесенский монастырь

Мужской упразднённый, находился в Казанской Епархии в уездном городе Цивильске.

Цивильский Тихвинский монастырь

Казанской Епархии заштатный мужской, находится при уездном городе Цивильске, между реками большим и малым Цивилем, болотом и лугом Стрелецким. Построен в 7183 (1675) году по Указу Государя Царя Алексея Михайловича иждивением Цивильских помещиков и городских жителей по следующему обстоятельству: когда в 7179 (1670) году в Октябре месяце напали на город Цивильск бунтовщики казаки под предводительством Стеньки Разина, то от состоящего в том городе в Соборной церкви образа Пресвятой Богородицы Тихвинская некой оного города вдове именем Улиане Васильевой в ту ночь, в которую от казаков было на город нападение, было видение и объявление, дабы люди, осаждённые в городе, сидели крепко, и что, де, за предстательством Пресв. Богородицы сего города казаки не возьмут. А когда оное спасение городу восприимут, то построили бы во имя Пресвятой Богородицы позади сего города Цивильска монастырь между реками большого к малого Цивилей, болотом и Стрелецким лугом, каковой монастырь и был тогда же сооружён каменный; а с образа, что в соборной церкви, списан список и поставлен в церкви монастыря сего. Для поклонения сему образу Божьей Матери приезжают из Москвы и других отдалённых городов. В монастыре здания все каменные и вне монастыря гостиный двор каменный же. Настоятельство здесь прежде было Архимандрическое и Игуменское, а с 1764 года – Строительское.

Цеперский Пинский Преображенский монастырь

Мужской. Находился в бывшем Польском Королевстве в Новгородском Воеводстве и был приписан к Виленскому Святодухову монастырю. А, наконец обращён в Униатский в 1721 году (см. Историческое известие о возникшей в Польше Унии. Изд. 1805, стр. 153, 155 и 439).


Источник: История российской иерархии, собранная Новгородской семинарии префектом, философии учителем, соборным иеромонахом Амвросием. : В Москве, при Синодальной типографии, в 6-и частях : 1807-1815. / Ч. 6. - 1815. - [2], 1148, III, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle