9. К православным, живущим среди раскольников
(Из жизни преподобн. Евфимия Иверского. Пат. ч. I, стр. 125).
Тем из вас, братия, которые живете среди раскольников, вероятно не раз приходилось слышать беседы с ними православных о вере, и конечно не раз бывать свидетелями того, как на этих беседах раскольники бывают заносчивы, хульны и дерзки. Не говоря о том, что они не только тогда, когда не убеждаются доводами православных, дерзают хулить святейшие истины нашей веры; но что всего ужаснее, часто и убеждаясь в истине, и будучи доведены до полного сознания в своем неправомыслии, и тут, по сатанинской гордости, не ужасаются произносить хулы на веру и Церковь. В первом случае, т.е. если человек не убежден в чем и хулит то; еще, относительно говоря, простительно ему; а в последнем, т.е. когда человека и убедили в истине, но он хулит ее;– ему непростительно. По этому поводу, и чтобы убедить заблуждающихся братьев ваших в вышесказанном, расскажите им, при свидании, следующий случай из жизни преподобного Евфимия Иверского память которого Церковь совершает мая 18-го.
Однажды к преподобному пришел еврей – поговорить о вере. Блаженный никак не хотел входить с ним в беседу подобного рода, почитая пустословием–отъявленным врагам Христовым излагать и объяснять Божественные таинства веры; впрочем из уважения и почтительности к своему отцу Иоанну, много убеждавшему его к беседе с евреем, наконец согласился на это. Когда начал он приводить еврею различные изречения и предсказания Ветхого Завета о Божественном Мессии, Господе нашем Иисусе Христе, Которого отвергли евреи, – слушавший его еврей замолчал, невольно убеждаясь в справедливости его слов и не находя на них, со своей стороны, никаких возражений. Однако, этот отверженник, пристыженный св. Евфимием, вместо того, чтоб принять к сердцу глаголы святой истины, по упорству, свойственному неверным дерзнул произносить нечистыми своими устами хулы на Господа нашего Иисуса Христа. „Да онемеют уста, хулящие Господа Бога нашего!» воскликнул тогда св. Евфимий, воспламенившийся Божественною ревностью, – и в тоже мгновение еврей онемел, ринулся оземь, и из богохульных его уст начала клубиться пена. В таком ужасном положении, нечестивец на другой день испустил преступный свой дух. Это чудо навело на всех страх и ужас, и по всему Константинополю пронеслась слава и молва о св. Евфимии (Пат. ч. I, стр. 125–126).
Итак, братья, горе тем, которые на самолюбие и гордость меняют и свое спасение и веру и Церковь, и не ужасаются изрыгать дерзкие хулы на святейшие истины. Если постигнет их горе в сей жизни, это еще милостиво. Но, что если они пребудут в своем упорстве и останутся со своим злохулением до конца? Тогда уж подлинно горе им будет; горе,ужаснее которого нет! Ибо тогда они впадают в грех, который называется хулою на Духа Святого и который не отпустится им ни в сей век, ни в будущий. Всяк, иже речет, говорит Господь, слово на Сына Человеческого, оставится ему, а на Святаго Духа хулившему не оставится (Лк. 12:10). -Помолимся, в заключение, чтобы Господь не допустил их до такого ужасного состояния; но коснулся Своею всесильною благодатью их ума и сердца, и, ими же весть судьбами, привел к познанию Своей истины и спас погибающие души их. Аминь.