Источник

Письмо 36

Достопочтеннейшая о Господе В. Н! Всякому благому делу или предыдет, или последует искушение; а без того оное и прочно быть не может. Также вера и любовь к Богу противными искушаются. Вы пишете, что, по возвращении Вашем, случились Вам неприятности: препятствие от маменьки Вашей на вступление в монастырь, от чего Вы скорбите, и все находитесь в слезах. Из сего замечайте, что сему благому Вашему предприятию есть искушение: точно ли Вы ищете истинное, а не ложное, желание поступить в монастырь, и уневестить себя Христу. Когда пребудете постоянны в своём намерении, не уклоняясь к светским веселостям и рассеяниям, то Бог, узрев таковое Ваше произвольное желание, и маменьке Вашей возвестит не противоречить и не препятствовать Вашему намерению; да и сами Вы увидите в себе прочность Вашего желания, когда при скорбях и искушениях непоколебимо пребудете в оном. Должны Вы представить себе, что, живши в монастыре, нельзя избежать скорбей, ибо, по учению святых Апостолов: многими скорбми подобает нам внити в царствие Божие (Деян.14:42), то и не обольщайте себя тем, что можете быть там без скорби; много найдете и в учении Спасителя нашего о скорбях, который Он, яко наследие некое, оставил ученикам Своим: в мире скорбни будете (Ин.16:33), и Сам пострадав, нам оставил образ, да последуем стопам Его. Как мы сказали: и вера Ваша с любовью искушается противными вещами; покажите же твердость и постоянство, и молитесь Господу – устроить о Вас полезное, и укрепить Ваше намерение и произволение. Вы показываете своё малодушие, когда от малых приражений скорбите, и не надеетесь на помощь Божию и о Вас промысел. Что ж касается до мнения светских людей, водимых страстями (что называется мир) о нашем звании, и вменяющих себе в бесчестие, когда ближние их вступают в монастырь, то мы на сие имеем учение пресладчайших уст Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа: аще мир вас ненавидит, ведите, яко Мене прежде вас возненавиде. Аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы: яко же от мира несте, но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир (Ин.15:18, 19). И опять, кто стыдится мира, ради звания Божия и дел, предприемлемых любви Его ради, тот также услышит от Господа: иже аще постыдится Мене, и Моих словес, в роде сем прелюбодейнем и грешнем, и Сын человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего, со Ангелы святыми (Мк.8:38). Ещё же апостольское учение удостоверяет нас, что: мудрование плотское вражда на Бога: закону бо Божию не покоряется, ниже бо может (Рим.8:7). Истинные христиане должны радоваться и вменять себе в честь, когда ближние их удостаиваются сего звания Божия; кто может без звания Божия оставить мир, и удовольствия его (хотя временные, суетные к ложные) и вступить в обитель, по наружности, скудную в одежде, и в удовольствиях, но внутренно и богатых и весёлых, чего мир не может прияти, по слову Господню. Предоставьте воле Божией – промышлять о Вашем устроении, а Вы имейте твердость в Вашем намерении, считайте искушение сие посланным Вам от Бога на великую пользу Вашу. Занимайтесь чтением отеческих учений, рукоделием; уклоняйтесь от рассеянностей светских и замечайте за движениями своего сердца: куда оно более стремится. Молитесь Господу Богу и Пречистой Деве Богородице, сохранить Вас от сетей и козней вражиих и укрепить Ваше благое произволение и ожидать Его милости. Поручая Вас покрову Божию, и желая Вам здравия, душевного и телесного, остаемся недостойные Ваши богомольцы, многогрешный И. Л. и многогрешный И. М. 5 ноября 1838 года.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle