Источник

Письмо 37

Достопочтеннейшая о Господе по духу дочь мати З. Ф–на! Из полученных мною от тебя двух писем вижу стечение разных случаев, от порученных тебе сестер к откровению, и из них некоторых к тебе нерасположение. О сем показуешь себя – хотя и не ропщущею, – но ни без болезни и стужения переносящею, в чём познавается твоя немощь: что мы, уча других терпению, смирению, послушанию и любви, сами чужды сих деланий; а от познания своих немощей должны снисходить и других немощем, и какова имамы сопротивника борющего нас, хотя и леность наша даёт ему больший приступ к нам. Но мы должны вникнуть во учение святого Апостола Павла, как он говорил к ефесским пресвитерам (глава 20, ст. 31): три лета нощь и день не престаях уча со слезами единого когождо вас (Деян) и к Тимофею (2-е) пишет, во 2 главе, ст. 24: рабу же Господню не подобает сваритися, но тиху быти ко всем, учительну, незлобиву, с кротостию наказающу противныя: еда како даст им Бог покаяние в разум истины и возникнут от диавольския сети, живи уловлены от него, в свою его волю, и далее; в 4 главе завещевает проповедовать слово Божие: со всяким долготерпением и учением (ст. 2); смотри, как чадолюбно Апостол велит прилежать о неисправных, с ожиданием призрения на них Божией благодати: еда како даст им Бог покаяние в разум истины и возникнут от диавольския сети живи уловлени от него в свою его волю; – тако и мы потщимся прилежати о приходящих за послушание; негли и на них призрит Господь и даст им чувство благое; а которые добровольно тебя оставляют, нудить их к тому не нужно: «аще не Отец Мой небесный привлечёт» (Ин.6:4), сказал Господь; – и о семь надо мирствовать; а когда паки обратятся и взыщут пользы, отревати не подобает. Поступок твой с Л–ею я не похвалю: когда она была вами отлучена и многократно просила прощение, но вместо того вы ее бранивали, чего она и не стерпела, после и сами навели себе этим скорбь. Надо бы помнить слово: «трости сокрушенны не преломит, и лена внемшася не угасит» (Мф.12:20; Ис.42:3). Св. Варсонуфий: «мелзи2 млеко, и будет масло; а когда лук чрез меру потягнешь, преломишь»; но что делать? Вам это вперед в науку; блюдите, да не како, хотя кого исцелити, вместо врачества вредное былье приложим. О чём есть у св. Иоанна Лествичника довольно приличное учение. Прочти сама в осьмой степени: «ежели ты из очесе ближняго сучец»... С матерью Н. старайся умственно умиротворяться и находить в себе вину, укоряя себя; то премилосердый Господь и ей даст чувство к тебе мира; читай у св. аввы Дорофея слово: о еже себя укоряти. – Ученицу твою П. приучай более к смирению, и к оному малыми искусами, по усмотрению матушки, обучай; хотя она и мала, но мнение приходит, и от оного хула; да сохранит её Господь от сетей вражиих. – Поручаю тебя промыслу Божию, и молитвами отцов наших да почиет на тебе мир и благословение Божие, и остаюсь недостойный богомолец, многогрешный И. Л.

* * *

2

Сбивай.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle