Отделение первое
I. О Боге едином по существу
Понятие о Боге
Главная, или правильнее, первая истина откровения есть та, что есть Бог, т. е. самосущий и всесовершенный Дух, – единый по существу и троичный по лицам, Творец и Промыслитель мира видимого и невидимого. Бог есть Дух, то есть простое, имеющее самобытную личность, Существо, в котором нет никакой вещественности, ни сложности, ни деления, ни перемены. Бог есть Дух (Ин.4:24); Господь Дух есть (2Кор.3:17); Божество не сложно; Оно все есть жизнь (Святой Иларий Пиктавийский).
Свойства или совершенства Божии и разделение оных
Что есть Бог Сам в Себе, или в чем состоит Его существо, сего объяснить никто не может. Но приспособительно к разумению человеческому указываются в откровении совершенства или свойства Божии.
Свойства Божии, рассматриваемые по отношению к бытию, суть: самобытность, вечность, неизменяемость, вездеприсутствие; по отношению к жизни Божией – по уму всеведение и премудрость, по воле – свобода, всемогущество, святость, благость и правда, по ощущению – блаженство.
Самобытность
Самобытность Божия есть такое свойство Бога, по которому Он Сам по Себе существует необходимо и независимо ни от кого и ни в чем и всему дает жизнь. Сам Бог говорит о Себе: Аз есмь Сый, т. е. Я есмь, Который есмь (Исх.3:14). Это означает, по изъяснению Св. Иоанна Дамаскина, что Бог в Себе Самом заключает всецелое бытие, и бытие всего прочего зависит от Него (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, стр. 32).
Вечность
Вечность Божия есть существование вне условий времени, без начала и конца, или что тоже, всегдашняя жизнь. В св. писании Бог называется вечным (Ис.40:28), единым, имеющим бессмертие (1Тим.6:16). Блаженный Августин говорит: «Почему Апостол говорит о Боге, что Он един имеет бессмертие, как не потому, что Он один имеет непременяемость, что Он один имеет истинную вечность» (Рассуждения на Евангелие Ин.23:9).
Неизменяемость
Неизменяемость Божия есть такое свойство, по которому Бог пребывает всегда один и тот же, как по существу, так и по действиям. Ни Сам Он, как самосущий, не принимает никаких изменений в Своем бытии, и никто и ничто не может иметь влияния на изменение Его существа или действий.
В Священном Писании ясно сказано: Аз Господь Бог ваш, и неизменяюся (Мал.3:6); у Него же несть пременения или преложения стень (Иак.1:17; Евр.6:16–17).
Вездеприсутствие
Вездеприсутствие есть такое свойство Божие, по которому Бог не ограничивается и не стесняется никаким пространством и временем, но находится везде, всегда и во всем, не разделяясь и не смешиваясь с тварями, но всегда оставаясь простым существом. Священное писание говорит, что негде скрыться от Бога. Камо пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего камо бежу? (Пс.138:7,10; Ам.9:2,3). Еда небо и землю не Аз наполняю? (Иер.23:23,24; слич. Прем.19:21).
Св. Иоанн Дамаскин пишет: «Надобно знать, что Бог не имеет частей; весь находится везде и всецело – не частью какой в известной части пребывает, разделяясь подобно телам, но весь во всем и весь выше всего» (Точное изложение православной веры, кн. 1, гл. 13).
Если когда говорится в Священном Писании, что Бог живет на небесах, или пребывает в каких-либо местах на земле, то сим означается, что в сих местах действия и благодать Божия являются очевиднее и многократнее. На небесах, говорит Св. Иоанн Дамаскин, живет потому, что там Ангелы, творящие волю Его; на земле, ибо на ней во плоти обитал с человеками; в св. Церкви, ибо в ней преимущественным образом дается благодать Его верным и проповедуется слово Его. Подобным образом и всякое место, в котором каким-либо образом открывается благодать Бога, называется местом Его (Прав. исп. Вопр. 15, ч. 1).
Всеведение
Бог есть ум высочайший, обладающий ведением совершеннейшим. Бог знает и видит все вдруг и совершеннейшим образом, знает все, что существует, что может существовать, прошедшее, настоящее и будущее, знает все отношения существ сотворенных, все мысли и намерения людей, предметы самые великие и малые. Несть тварь не явлена пред Ним, вся же нага и объявлена пред очима Его (Евр.4:13; Пс.138:1–3; 1Пар.28:9).
Премудрость
Премудрость Божия заключается в совершеннейшем знании и избрании самых лучших средств для достижения целей Божества. В Священном Писании сказано, что Бог есть единый премудрый (Рим.14:26; 1Тим.1:17), что Он подает всем мудрость. – Господь дает премудрость и от лица Его познание и разум (Прит.2:6; Иак.1:5), и что весь мир есть дело и свидетельство мудрости Божией. – Господи, вся премудростию сотворил еси (Пс.103:24).
Воля Божия
Воля Божия есть то свойство, по которому Бог хочет всем Своим созданиям единственно только блага и Свое хотение совершает без всяких препятствий и без всякого затруднения. Бог наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори (Пс.113:11). Рече и быша, повеле и создашася (Пс.148:5).
Принадлежности воли Божией
Принадлежности воли Божией суть: свобода, всемогущество, святость и правосудие.
Свобода
Свобода воли Божией заключается в том, что Бог имеет силу желать и действовать, не встречая ни в чем Себе ни насилия, ни принуждения.
Бог свободно сотворил мир, вся елика восхоте, сотвори (Пс.113:11), Он совершает все только по изволению воли Своей (Еф.1:11).
Причина всего, что Бог сделал, есть воля Его, говорит Блаж. Августин (на Пс.134).
Всемогущество
Всемогущество воли Божией заключается в том, что Бог может делать все, что хочет и как хочет; но делает только сообразное с Его Божеством, ибо отречься Себя не может (2Тим.2:13). Никто и не может воспрепятствовать или остановить на мгновение совершение хотения Его. Вем, яко вся можеши, невозможно же Тебе ничтоже (Иов.42:2).
Святость
Святость воли Божией состоит в том, что Бог действует только на основании высочайших побуждений к добру, в Нем Самом заключающихся, что Он одобряет в тварях только то, что в них согласно с Его Божественным, нравственным законом, т. е., только добро. Святи будите, яко Аз свят есмь Господь Бог ваш (Лев.11:44, 19:2, 21:8; 1Пет.1:15, 16).
Благость
Благость Божия есть то свойство, по которому Бог есть Сам в Себе весь любовь и высочайшее добро и имеет беспредельную любовь к своим тварям, в особенности к человекам, и подает им столько добра, сколько они могут вместить. Бог любы есть (1Ин.4:8). Благ Господь всяческим и щедроты Его на всех делех Его (Пс.144:9).
Благость Божия особенно открылась в искуплении падшего человека чрез воплощение, страдания и смерть Сына Божия, и в ниспослании Духа Святаго.
О сем явися любы Божия в нас, яко Сына своего Единороднаго посла Бог в мир, да живи будем Им (1Ин.4:9). Не от дел праведных, их же сотворихом мы, но по Своей Его милости спасе нас банею пакибытия, и обновления Духа Святаго, Его же излия на нас обильно, Иисус Христом Спасителем нашим (Тит.3:5, 7; Ин.3:16; Рим.8:32).
Правда
Правда Божия есть такое свойство в Боге, по которому Он неизменно исполняет законы своей воли и требует от всех тварей, одаренных разумом и свободой, чтобы они неуклонно исполняли Его законы и заповеди, воздает каждому по делам его нелицеприятно, никакого доброго дела не оставляет без награды и опущения без наказания. Праведен Бог во всех путех своих (Пс.144:17; сл. Втор.32:4). У Него несть на лица зрения (Рим.2:11). Кийждо же свою мзду приимет по своему труду (1Кор.3:8; Евр.6:10).
Правда Божия не требует от каждого более того, что даровано. Благодать для спасения даруется обильно, и никто не погибнет, разве только по своей вине (Мф.23:27). «Он и когда осуждает, праведен, и когда милует, праведен. Ибо что справедливее того, как подавать милость просящему» (Бл. Августин на Пс.147:13).
Правда Божия ясно открылась в суде Божием над согрешившими ангелами, над падшим родом человеческим, над развращенными царствами и народами и некоторыми из людей; но самым страшным и вместе торжественным образом она откроется при конце мира во второе славное пришествие Христово (Иуд.1:6).
Блаженство Божие
По отношению к ощущению свойство Божие есть блаженство. Блаженство Божие состоит в бесконечном наслаждении божественными совершенствами.
По благовестию славы Блаженнаго Бога; еже во своя времена явит блаженный и един сильный Царь царствующих и Господь господствующих (1Тим.1:11, 6:15, сл. Деян.17:25).
«Не стесняем слова о блаженной жизни границами и называем Бога одного блаженным: Он истинно так блажен, что большего блаженства быть не может» (Блаженный Августин).
Единство Божие
Бог есть един и не может быть Бога кроме единого. Видите, видите, яко аз есмь, и несть Бог разве мене (Втор.32:39).
Слыши Израилю: Господь Бог наш, Господь един есть (Втор.6:4, слич. Мк.12:29). Ты еси Бог един (Пс.85:10). Се есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога (Ин.17:3; 1Кор.8:4–6). В Символе веры читаем: Верую во единого Бога.
«Мир един, – говорят Святые отцы, – один должен быть и творец, следовательно, один Бог» (Св. Ириней о ерес. 3, 1); «Многобожие тоже, что и безбожие, точно также как многоначалие есть безначалие» (Св. Афанасий против язычников).
2. О Пресвятой Троице
Учение о таинстве Пресвятой Троицы
Бог единый по существу есть троичен в лицах – Отец, Сын и Святый Дух. Отец есть Бог, Сын есть Бог, Святый Дух есть Бог, но не три Бога; три Божественных лица суть один и тот же Бог, ибо все три лица имеют одно и тоже естество, одно и тоже Божество. Един Бог; сия истина есть основание христианской веры. Но сия самая вера научает нас, что Божественное естество, не переставая быть единым, сообщается от Отца Сыну и Святому Духу. Сии три лица различны между собой: Отец не Сын, не Дух Святый; Сын не Отец, не Дух Святый; Дух Святый не Отец, не Сын: но лицо Отца, лицо Сына, лицо Духа Святаго имеют одно и тоже Божественное естество, одну власть, одну славу, одно поклонение (Символ Афанасия Великого).
Пресвятая Троица есть неслиянная, ибо нельзя сливать трех лиц в одно, нераздельная, ибо нельзя разделять трех лиц, имеющих одну Божественную сущность.
При крещении Иисуса Христа ясно Бог открылся, как троичный в лицах (Мф.3:16–17; слич. Ин.14:26). Иисус Христос заповедал Апостолам: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф.28:19). Святые Апостолы свидетельствуют: благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами (2Кор.13:13; слич. 1Ин.5:7). И в ветхом завете были указания на троичность лиц: Словом Господним небеса утвердишася и Духом уст Его вся сила их (Пс.32:6; Быт.1:1–2; Быт.1:26, 3:22, 19:24; Пс.2:7, 44:8, 109:1). Но полное явление тайны Святой Троицы принадлежит новому завету.
О личных свойствах Божиих
Трем Ипостасям, говорит пр. Фалассий, свойственны: Отцу – Отечество, Сыну – Сыновство, Св. Духу – исхождение (Преподобный Фалассий Ливийский. О любви, воздержании и духовной жизни к пресвитеру Павлу), т. е. личные свойства, которыми одно лицо Пресвятой Троицы отличается от другого суть следующие: Бог Отец не рождается и не исходит ни от кого; Сын рождается от Отца и не исходит ни от кого. Сам Иисус Христос свидетельствует о Себе, что Он принял от Отца жизнь самобытную. Яко же Отец имать живот в Себе: тако даде и Сынови живот имети в Себе (Ин.5:26). Дух Святый исходит от единого Отца. Егдаже приидет утешитель, его же послю вам от Отца, Дух истины, иже от Отца исходит, той свидетельствует о мне (Ин.15:26). Так как от Бога Отца рождается Сын и происходит Дух Святый, то Бог Отец как единая вина, называется первым лицом Пресвятой Троицы; второе лицо есть Бог Сын; третье – Бог Дух Святый (Мф.28:19; Ин.5:7).
Вселенская Церковь всегда исповедовала пресвятую и единосущную и нераздельную Троицу. И ныне так веруют все христиане. Но Латиняне и Протестанты погрешают в учении о личном свойстве Духа Святаго утверждая, что Дух Святый исходит не только от Отца, но и от Сына. Сие лжеучение опровергается словами самого Господа Иисуса Христа: Утешитель, Дух истины, иже от Отца исходит (Ин.15:26), учением всей вселенской Церкви, и многими сочинениями пастырей и учителей вселенской Церкви.