Слово во святый и великий пяток, 1767 года, Апреля 6 дня
Егда же прият оцет Иисус рече: совершишася. И преклонь главу, предаде дух.
Собравшись в сей храм священный, празднуем мы, благословенные Христиане! смерть Страдальца неповинного, который тем для нас любезнее, что он в сем виде нам представляется, не для того, акиб мы ему таким родом смерти умереть желали; но что его смерть есть светлейшее любви его к нам доказательство; что его смерть есть действительное смертности нашей врачевание. Знаю я, что непричастные таинств Христианских могут дивиться, и причитать нам в стыд, что почитаем мы распятого; могут они говорить: Иныя спасе, себе ли не может спасти? аще сын Божий есть, да снидет со креста.77 Такие стрелы бросают на нас Иудеи; сим поносит нас язычник. Но наше к нему благоговение тем есть непорочнее и святее, что ни стыд ложный, ни наружность обманчивая нашу истину не колеблют; что мы утверждаемся на внутренности на сокровенной премудрости Божией силы, которая людям невнимательным часто кажется слабою. Дух Божий давно сие предвидел, и чтоб мы на таковое мира мнение не преткнулись, благовременно предостерег. Видите звание ваше, братие, говорит он нам устами Павловыми, яко буяя мира избра Бог, да премудрыя посрамит: и немощная мира избра Бог, да посрамит крепкая: и худородная мира и уничиженная избра Бог, и не сущая, да сущая упразднит, яко да не похвалится всяка плоть пред Богом.78 На сем основании той же Апостол пишет к возлюбленному ученику своему: Не постыдися чадо! страстию Господа нашего Иисуса Христа, ни мною юзником его:79 не постыдися; ибо преодолеть таковой стыд, который с нами встречается, когда надобно идти против поврежденных мира мнений, преодолеть сей ложный стыд, есть светлейшая победа.
Но обратим мы очи свои к солнцу правды, заходящему на горизонте крестном, и послушаем, что он при последнем дыхании блаженной жизни своей говорит. Говорит он: Совершишася. Что же сие слово значит, научи нас с крестной кафедры ты сам, великий Архиерей, прошедый небеса и входяй во внутренние премудрости Божия завесы: раздери покрывало, которое от нас скрывает святилище истины, и даждь нам видеть сокровенные тайны твои!
Совершишася.
Понеже в слове сем не изъяснено, что совершилось, для того надлежит исследовать, что такое в совершенство и в окончание приведено; тем паче, что слово сие от великого нашего Учителя при последнем часе сказано; и потому должно оно в себе заключать содержание важное: и мы обыкновенно те слова памятуем и повторяем часто, которые от любимых нами умирающих слышали мы.
Совершишася.
Совершились, во-первых, все Спасителя нашего страдания, какие злость человеческая выдумать, и человек претерпеть может. Первые младенчества дни были началом его жизни, и вместе началом его гонения. Тот, который на небеси уготовлял нам вечные обители, не имел на земли, где главу приклонить. Тот, который бессмертною истины пищею насыщал человеческий род, был гладен, и жажден чрез все течение лет своих. Тот, которого лице делает радость Ангелам, был оплеван, по ланитам биен, и весь окровавлен. Тот, который взял на рамена свои бремя грехов всего мира, был отягощен крестом, и мучительно пригвожден на нем. Подлинно облечен он был в порфиру, но в порфиру поругания, дан был в руки и скипетр, но которым сокрушали его главу; возложен был и венец, но венец терновый. Мучение тем несноснее, что соединено с поруганиями! ибо одно терзает тело, другое пронзает дух. Пилат, сколь впрочем ни был к милосердию мало преклонен, не мог не быть тронут сим позорищем. И для того вывел его, текущею кровию обагренного, пред собрание, и сказал: Се человек! Ежели ваше сердце мучением ненасытно, видите, что все его тело сделалось одною язвою, и ежели вас не умягчает его неповинность, да умягчит общее человечество. Се человек!
В каком виде от Пилата представлен Иисус, в таком его давно предусмотрел Исайа Пророк: Видехом его: и не имяше вида, ниже доброты: но вид его безчестен, умален паче всех сынов человеческих: человек в язве сый, и ведый, то есть, от младенчества привыкший терпети болезнь; яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен, тако не отверзает уст своих: во смирении его суд его взятся.80 Премудрость божественная вознесенная на крест воображая, или паче терпя все таковые мучения в плоти, несправедливо ли, рассудите, возопила Совершишася! Егда же прият оцет Иисус рече: Совершишася: и преклонь главу, предаде дух.
Совершились, второе, все дела великого посольства его. Волю небесного Отца открыл, истину всем благовествовал, от заблуждений отвел, основал славную церковь, состоящую из всех народов сущих под небесем, а наконец все сие запечатал кровию своею, и чрез то примирил небо и землю; как-то изъясняет божественный Павел: Благоволи Бог тем примирити всяческая с собою, умиротворив кровию креста его, чрез него, аще земная, аще ли небесная.81 И для того сам Спаситель отходя к испитию смертной чаши, говорил к Отцу своему: Отче! Дело соверших, еже дал еси мне, да сотворю.82 А на кресте в том же разуме возопил: Совершишася.
Совершилось, третье, чаяние языков. Все народы ожидали себе утешения от Бога, утешения Израилева. Ибо кто страстями смущаемый, совестию не беспокоится? и кто преступая богописанный на сердце закон, не убоится суда Господа Саваофа? Сей страх все народы засвидетельствовали своими жертвами. Ибо к чему б проливать животных кровь, и таковым ужасным зрелищем служить божеству, если сие не было знаком трепещущей совести, которая смущаясь воображением суда нелицеприятного, думала удовлетворить вечной правде пролитием неповинных животных крови вместо своей, и тем бы себя успокоить? Хотя сие средство само чрез себя ко оправданию было недействительно; ибо по основаниям Христианским, не возможно крови телячей и козлей отпущати грехи:83 однако оно доказывало, что весь мир повинным себя признавал пред верховным Законодателем; следовательно доказывало нужду и чаяние утешения Божия.
Сие чаяние на кресте совершилось. Что мы исполнить не могли, исполнил то вместо нас великий Ходатай наш. Ибо взяв лице человека, Божиим гневом поражаемого, принес себя в жертву, и пролитием своей неповинной крови гнев неба погасил. Обратив на себя все действие правосудия, оное обезоружил, а оставил для нас едино милосердие. И мы можем теперь со дерзновением веры нашей сказать Отче небесный! может ли твоя правда в нас поразить, что-нибудь, которое б не окроплено было дражайшею Сына Твоего кровию? Может ли совесть наша не успокоиться, видя удовлетворение за грехи наши приносимое Тебе чрез Единородного Твоего? Кто поемлет на избранныя Божия? Бог оправдаяй. Кто осуждает? Христос Иисус за нас есть умерший.84 Сего вожделеннейшего для нас действия Спаситель висящий на кресте видя исполнение возопил: Совершишася.
Совершились так же все пророческие предсказания, все ветхого завета жертвы и проображения. Се твой, церковь! Исаак отеческою рукою за нас жертвуемый! се окровавленная Иосифа твоего не риза, но пречистая плоть! се агнец пасхальный в твое спасение закалаемый, которого верою причащаемся мы! се поражаемый камень, источающий не воду, но токи крови! се истинная жертва и всесожжение, по принесении которой все прочие жертвы устыдились и скрылися: ибо, все они, по разумению Апостольскому, были только тень грядущих благ, а не самый вид вещей.85 Окончились при том и пророческие предсказания, и тем себя оправдили. Исполнились сии слова Исайины: Предана бысть на смерть душа его и со беззаконными вменися.86 Исполнилось предвещание Моисеево: Узрите живот ваш висящ пред очесы вашими.87 Исполнилось и оное пророчество Давидово: Даша в снедь мою желчь и в жажду мою напоиша мя оцта.88 И для того Искупитель наш, когда вкусил оцта с желчию смешенного, и при том видел, что все о нем сказанное исполнилось, сим словом заключил: Совершишася.
Окончание получил и сам закон; закон написанный в сердце нашем правосудною рукою Божиею; ибо кончина закону Христос.89 Вы несте, приветствует нас Апостол, под законом, но под благодатию.90 Не должно думать, аки б сими словами отвергаем был закон Божий. Никак! но чрез сие Писание дает нам знать, что истинно верующий не находит себя под игом закона, который своего преступника поражает проклятием, что над Христианином, признающим немощи своя, и к благодати прибегающим, закон строгости своей исполнить не может.
Совершилися же и все Божия определения о спасении верующих и о неверующих осуждении. Ибо как приемлющие сию великую жертву определяются в живот, так отвергающие оную в смерть, по свидетельству Евангелия: Веруяй в онь, несть осужден; а не веруяй, уже осужден есть.91 Сии слова с одной стороны наполняют дух наш утешением и радостию: с другой трепетом и ужасом. О! отврати Спасителю! чтоб мы исключаемы были из сей молитвы Твоей: Аз о сих молю, не о всем мире молю.92
Совершились наконец все дела милосердия и долготерпения Божия. Ибо висеть на кресте Существу всех тварей святейшему, есть доказательство милосердия и любви Божия к нам, которую ни язык изъяснить, ни мысль понять совершенно не может. И потому справедливо сие Божественного лица страдание от церкви называется, истощание, аки б сказать: Бог столь к нам милосердым себя показал, что, кажется, истощил весь источник благости своей. И понеже совершилось его милосердие, то тем самым совершилось и его долготерпение. Ибо когда Бог не может показать больше милосердия, и если б кто и сие милосердие пренебрег, то больше для него долготерпения Божия быть не может, как свидетельствует писание: Волею согрешающим нам по принятии разума истины, ктому о гресех не обретается жертва,93 и сие вообразив Спаситель со страдательным духом возопил: Совершишася.
Видим мы теперь, Слушатели, как произнесенное Христом слово понимать нам должно, и какой в нем таинственный разум заключается. Но вот новое затруднение! Затруднение, требующее великого и строгого исследования. Все совершившиеся смертию Спасителевою дела, о которых сказали мы, еще остаются некоторым образом несовершенными, коли в нас не совершились вера и любовь. И для того дражайший Избавитель, желая спасения нашего и совершенного делам своим окончания, требует от нас изъяснения, можем ли и мы сказать: Совершишася?
Совершились его страдания. Так перестал ли ты своими пороками уязвлять уязвленного Христа, и тем в другой раз распинать Сына Божия? или еще он в тебе страждет, чего не страдал от Иудей? Ибо тягостнее ему грехи Христианские, нежели мучения Иудейские. Несноснее для него преступление завета, в который ты с ним вступил, нежели то копие, которым прободенно было ребро его.
Совершились все дела посольства его. Так совершилось ли в тебе благое изволение последовать гласу небесному? И перестал ли ты противиться Духу Святому, к добродетели тебя возбуждающему? Ибо святая веры истина остается для нас бесплодною, ежели благим сердца изволением оную не объемлем.
Совершилось чаяние всех языков. Так совершилось ли в тебе желание, осиянну быть лучами благодати? Чувствуешь ли в сердце своем утешение? слышиши ли в душе твоей сей вопль: Прииди, Господи Иисусе! Приди, готово сердце мое, Боже! Готово.94 Или в некотором глубоком сне погружаешь себя, и нечувствителен к истинной и вечной пользе твоей?
Совершились все Пророков предсказания. Так совершилось ли в тебе познание Христианской истины, и довел ли ты свое познание до такого совершенства, чтоб сердце твое можно было назвать книгою Христовою? Или еще млеком питаешься и младенец во училище Иисусовом? Или еще сомнения колеблют твою мысль, и корабль твоей веры клонят к погружению?
Совершились определения Божия. Так привел ли ты добродетель свою в такое состояние, чтоб написанну тебе быть в книгах живота? или Херувим с мечем пламенным возбраняет тебе вход во врата райские, и отгоняет тебя от селения праведных?
Совершились дела милосердия и долготерпения Божия. Так содрогаешься ли ты от сего великого милосердия? Боишься ты правосудия Божия, но не больше ли надлежит тебе бояться милосердия сего? Ибо находясь кто под единою правосудия строгостию, если б преступил закон, может быть, представил бы в свое извинение сию самую строгость, которая его поразила унынием; но ты, видя излиянный пред тобою весь источник благости и снисхождения, если б со всем тем нарушил сей завет, завет любви, что тогда можешь принести в свое извинение? И чтоб все вкратце заключить; совершилось ли в тебе намерение доброе, желание похвальное? приведено ли ко окончанию начатое благое дело? бросил ли ты совсем худую привычку, от которой столько раз тщетно отставал? Восходишь ли на высоту добродетели, и отверзаешь ли себе дверь в незаходимая? Ах! Слушатели, сколь все сии вопросы важны! а при том с каким затруднением должны дать на них свои изъяснения не малая часть Христиан! Однако ответствовать надлежит. Христос повелевает, умоляет церковь, польза наша требует.
Что ж на сие ответствовать будешь ты, Христианин, ты участник нового завета и призванный в царство благодати? Ежели с помощью Божиею одно из того совершил, другое покаянием исправил: то слыши глас с креста тебе глаголющий: Днесь будеш со мною в раи.95 Благий рабе и верный, вниди в радость, Господа твоего.96 А ежели не исполнил, и непрестанным во зле пребыванием ожесточил ты сердце свое; горе тебе! Преступник ты завета: крови Господней презритель: смерти его суетный проповедник, и осужденный испить чашу некончаемой горести.
Но чтоб всею своею тяжестию не поразили нас такие слова, истинным покаянием да облобызаем раны Спасителевы, и слезами своими да засвидетельствуем, что мы винны по немощи, что мы во грехе не ожесточены, и возопием к нему: Спасителю Христе! Твои заслуги суть дражае, нежели чтоб мы за них возблагодарить Тебе могли. Смерть Твоя сколь сильна была в приведении нас в веру Твою, в вечный с Тобою завет: таяж да споспешествует нам, веру сию, сей завет до конца непорочно соблюсти; чтоб мы достигши до последнего часа нашей жизни, достигши же и до возможной нам степени добродетели, могли с Тобою сказать: Совершишася, Аминь.
Сказывано в присутствии Ее Императорского Величества в придворной церкви в Москве 1767 года, Апреля 6 дня.
* * *