В неделю вторую по пятьдесятнице, то есть, по сошествии Святого Духа
Грядита по Мне, и сотворю вы ловца человеком.
О звании Апостольском
При берегах моря Галилейского, оказал, наконец, великое училище небесного учения Божественный Учитель, с небесе сошедший. Здесь начал первую беседу на земли Богочеловек Слово, и учинил первую проповедь покаяния и Царствия небесного, от небесного Отца к человеком посланный, великий Апостол: отъиде Иисус в Галилею; и оттоле начат проповедати и глаголати: покайтеся, приближибося Царство небесное78. Сей-то есть оный великий Свет, о Котором пророчествовал Исаия, что имел Он возсиять на люди, сидящия во тъме, и сени смертный79; сиречь спасительное осияние Евангельское, кое имело просветить и оживить новою благодатию человеков подлородных, каковыми были Галилейские Иудеи, с языками помраченными, и в зловерии умерщвленными смешанные. Первые были в новое сие учение позванные, ученики преблаженные: Симон Петрь и Андрей брат его; Иаков, да Иоанн, дети Зеведеевы, человецы простонравные, состоянием бедные, пропитание себе от рыболовли имевшие: грядита по Мне, и сотворю вы ловца человеком. Такия-то орудия воплотившаяся Божия Премудрость употребила, буляя, немощна и уничиженная80, чтобы ею посрамить и упразднить, как упоминает Павел, мирскую мудрость, благородие и силу; и чрез то явно показать, что учение Христово, от всего света принятое, не человеческим делом, но силы Божия исправлением было. Да что же добрые сии рыболовы сделали? Они, оставя вдруг и мрежи и корабль, то есть все имение своего убожества, да еще и самого Отца, без усумнения позыву повинулися, и с усердием за Позвателем пошли: они же абие оставльше мрежи и отца по Нем идоста81. Таковым-то надлежит быть истинным ученикам Христовым, совсем себя Христу предавшим, и от всего мирского отступившимся и отрекшимся. И в сем-тo состоит, благочестивые слушатели, дело сегоднешнего Евангелия, то есть, в позыве Апостолов Христовых. А понеже в честь священных Апостолов святая наша Церковь Богодухновенно посвятила нынешние дни, повелевающи освящать нам их постом; того ради видится мне запристойно поговорить сего дня о преимуществе и достоинстве Апостольского звания, дабы вы уразумели, что то значит Апостол Христов.
Апостол, по общему знаменованию имени, толкуется посланный. И таковыми суть обще все посланники царские, за каким-либо великим делом посылаемые, кои как носят на себе лице царское, от кого они посылаются; так и имеют два знатные преимущества в слове и деле, то есть, что они ни скажут и что ни сделают, все оное словами и делами яко бы самого того царя, от кого они посланы, признавается. Посланниками Сына Божия, во весь свет на проповедь всемирного спасения и Царствия небесного разосланными, ученики Христовы учинилися, наименованные от Него Апостоли: избра от них дванадесятъ, их же и Апостолы нарече82, посла их проповедати царствие Божие83: шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари84.
Но еще и образ Апостольства удивителен: якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы85. Еже значит, как предвечного Отца Апостолом был Его Сын, на землю для исправления великого дела Божественновоплотительного промысла посланный, якоже нарицает Его Павел Посланником исповедания нашего86: то получил Он потому от Отца всю власть небесную и земную: вся Мне предана суть Отцем Моим87: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли88: так воплотившегося Сына Апостолами, ученики Его были, всю власть Сыновни имеющии. Таким образом, что как Сын, яко Апостол Отцев, носил на Себе лице Отцево: и потому, кто принимал Сына, тот принимал самого Отца; приемляй Мене, приемлет пославшего Мя89. Так и ученики, яко Апостоли Сыновни, носили на себе лице Сыновне, и потому кто принимал учеников, тот принимал самого Учителя: приемляи вас, Мене приемлет90: и слушаяй вас, Мене слушает91. И потому сколько таинств посланному от Отца Сыну ни дано было знать, оныя все и посланным от Сына ученикам объявлены были: вся, елика слышах от Отца Моего, сказах вам92. Так что Сын Апостолом и таинником есть Отцевым; а ученики, Апостолами и таинниками Сыновними. И потому они два лучшие преимущества в слове и в деле получили; в слове, что они ни скажут, тому бы всему, яко от самого Бога сказанному, веруемо; а в деле, что ни повелят, то бы все, яко от самого Бога повеленное, хранимо было. Сие значит, что как всяк человек лжив, а только Богу единому неложность и безпогрешительность свойственна: так сию неложность и безпогрешительность и Апостоли имели: потому что слова их не были слова человеческие, но Божия; и устнами их яко богодухновенным органом беседовал Дух Святый, Который есть Духом истины. Не вы есте, говорил к ним Христос, глаголющий, но Дух, Иже в вас93. И еще как им человек, ни Ангел, но Сын Божий только имеет господственно духовную власть, и един только Он содержит ключи ко отверзению и заключению дверей Царствия небесного; так, всю ту власть и те ключи получили и Апостоли от Сына, когда Он им сказал: елика аще разрешите на земли, будут разрешена, на небеси: и елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси94.
Такого подобного сему преимущества не получили Пророки; получили они истинно Святого Духа благодать, но участную токмо, то есть, дар пророчества, предвозвещать будущая: а на Апостолов все, все богатство Божественных Своих даров излиял Всесвятый Дух, когда Он на них сошел в виде огненных языков. Пророки видели токмо в зерцале и в гаданиях образы будущих вещей, кои видели Апостоли очевидно: в иных родех, упоминает Павел, не сказася таинство Христово сыновом человегеским, якоже ныне открыся Святым Его Апостолом в Дусе95. Тогда Бог показывал миру только Свою правду, яко судия, и того Своего правосудия производитель жезл давал в руки Пророков, на устрашение обличениями и наказаниями человеческого злоупорственного греха: а власти ни единого греха на земли отпустить, ниже человека в Царствие небесное, кое было преступлением Адамовым заключено, ввесть они не имели. Но когда наступила кончина оному времени, и явил Бог Божественное Свое милосердие как Отец, чрез послание Сына Своего Спасителя миру; тогда Божественного Своего милосердия все сокровище предал Он в руки Апостолов, учинивши их строительми Божественный Своея благодати, и руководителями в Царствие небесное. Они отверзли здесь на земли дверь всемирного спасения, а на небеси вход вечного блаженства. И потому Пророки были, проповедниками Ветхого Закона; а Апостоли, Евангелія новыя Благодати. И так, сколь превосходишь выше Ветхого Закона Евангелие, столь превосходит и звание Пророков, звание Апостольское. Из сего понимаем, что Апостол по званию толкуется человек, носящий самое лице Сына Божия, десница Божия, уста Божия, который во устех имеет слово Божие, а в деснице носит ключи всея духовныя власти.
Двенадцать таких выбрано воплотившегося Сына Божия служителей и содейственников, Симон Петр, и Андрей брат его, кои прежде были ученики Иоанновы; Иаков и Иоанн, дети Зеведеевы; Филипп, Варфоломей, Фома, Матвей мытарь, Иаков Алфеов, Леввий, прозванный Фаддей, он же называется и Иуда, который написал соборное послание; Симон Кананит, он же и Зилот; и Иуда Искариотский, на коего место посвящен после Матфей.
Дванадесяточисленный лик Апостольский преобразил Дух Святый многими изображениями во Святом Писании Ветхого Закона. Двенадцать было патриархов, сынов Иаковлевых, кои, яко бы толикочисленные же Богонасажденные древа, многочисленные ветви людей Израильтеских, плоды Божестнвенного обетования произрастили; образ дванадесяти Апостолов, кои Евангельскою проповедию множественной народ нового Израиля, безчисленных чад церковных породили. Двенадцать было судей Израилевых, под первым судиею Моисеем весь народ судивших; образ дванадесяти же Апостолов, кои под первым Судиею живых и мертвых, здесь на земли вдохновением Святого Духа судили всю Церковь православных; тамо же в новонорождении сядут на двунадесяти престолех, сядяще обеимнадесять коленам Израилевым. Двенадцать было соглядателей, посланных от Моисея в землю обетованную: образ дванадесяти же Апостолов, посланных от Христа епископами соборной Церкви: ко я есть землею благословения и благодати. Двенадцать было источников вод, кои в пустынь Израильтеской народ напояли; образ дванадесяти же Апостолов, все лице земли животекущими струями Божественного учения напоявших. Двенадцать было волов, держащих в храме Соломонове медное море; образ дванадесяти же Апостолов, которые, яко умственные волы, по возделании ралом крестным Церкви, пожерты на жертвеннике мученичества всесожжениями словесными. Двенадцать было звезд, венчавших главу тоя жены, кою видел Иоанн во Апокалипсисе, одеяну в солнце и луну под ногами ея; образ дванадесяти же Апостолов, кои суть дванадесятосветным венцем таинственныя невесты Христовы, одеянныя светом Евангельские истины, и топчущие Еврейского сонмища сени. Двенадцать было драгоценных камней, виденных тем же Богословом, на которых был небесный Иерусалим основан; образ действительнейший дванадесяти же Апостолов, на которых всех обще основал Христос святую Свою Церковь: и стена града, имущая основанииі дванадесять, и на них имена, дванадесяти Апостолов Агнчих96.
Сие-то есть великое, высокое, спасительное звание священных Апостолов, коих достойно святая наша Церковь особливою честию почитает; потому что они Богочеловека Слова Богодухновенная уста, Божественного промысла Богозванные содейственники, всемирного спасения духоносные проповедники, церковные непоколебимые столпы, верные новые Благодати строители, преблаженные к Царствию небесному руководители.
Слушатели! не боится так грома небесного заяц, как убоялся проповеди священных Апостолов диавол. Вострепетал, убежал из капищей, в коих он почитаем был, яко Бог, и скрылся в дальнейшие страны преисподния. Да такожде еще боится, трепещет, бегает он и в то время, когда слышит проповедуемо Апостольское слово в Церкви Христовой. Но горе, когда в Церкви Христовой бывает молчание, то есть, когда не слышится в ней слова Божия, от священнослужителей с толкованием проповедуемого. Когда блюстители и пастыри словесных овец, преемники Апостольские не говорят, но бывают или от неучения, или от нерадения безгласны; тогда отваживается диавол на то, что выходит он из преисподния вон без опасности, входит дерзновенно в стадо Христово, и как кровопивный волк поядает находящиеся без стражи овцы, Христтанские души. Говорю я сие с великою печалию и болезнию моего сердца; что там, где, не слышится слова Божия проповедуемого, явный есть знак Божия гнева; не может быть больше того злоключения в Христианском жительстве. О чем упоминает сам Бог устнами Пророческими: се дние приходят, глаголет Господь Бог: и послю глад на землю, не глад хлеба, ни жажду воды, но глад слышания слова Божия, и обыдут взыскающе слова Господня, и не обрящут97. То есть, приидет тo время, что пошлю Я голод на землю, голод не в хлебе, или в воде, но в слове Божии состоящий, в коем возъимеют алчбу человецы, и будут его искать, как ищет голодной пищи; да не сыщут оного для насыщения себя. Напротив же, надобно быть знамению благословения и милости Божией там, где нет такового голода, где слышится слово Божие, где проповедуется Евангелие, где толкуется учение Апостольское, где Христиане слушают и учатся догматам веры, путям спасительным, к вечному животу ведущим.
Не имеет столько нужды тело в хлебе к питанию, сколько имеет душа в слове Божии для питания себя в вере. А понеже вера происходит от слышания, по святому Павлу, то как уверятся Христиане без услышания? Да и как они услышат, когда нет никого учашаго? како убо уверуют, его же не услышаша98? како же услышат без проповедающего? И еще, слово Божие, как упоминает Великий Григорий, хлебом есть Ангельским, коим питаются души, алчущие Бога: хлеб Ангелъский слово, им же души питаются Бога алчуще99.
Но не Божие ли слово есть святое Евангелие, по всяк день на литургии от священников читаемое? без сумнения оно слово Божие. Да однако чтение священником Евангелия не приносит того плода, каков приносит Евангельское толкование, учителем и толкователем Евангелия чинимое. Книга Исаии Пророка, которую читал евнух Кандакии царицы Муринския100, не принесла никакой евнуху пользы инако, как только чреза истолкование ему оной от Апостола Филиппа: убо разумеши ли, яже чтеши101? Могу сие сказать и я, так к читающему Евангелие священнику, как и к слушающему оное Христианину. На что мы сие скрываем? Надобно сказать нам явно, что не разумеет его ни тот, кто читает, ни тот, кто слушает. И так, какая польза, какой плод может быть из того? А когда оное проповедует на кафедре учитель, когда толкует он разум, когда изъясняет притчи, когда открывает таинства; тогда-то имеет силу слово Божие: тогда-то бывает оно живо и действительно, как упоминает Павел; тогда-то бывает оно двуконечным мечем, который проницает, который ужасает, который уязвляет сердца слушающих, который побуждает к умилению, влечет к покаянию, приводит ко спасению.
Но да возвратимся на предлежащее дело, понеже блаженными мрежами святых Апостол избавились мы от бездны погибельной, сиречь, что проповедию Евангельскою, учиненною чрез Апостолов, имеем мы дар быть Христианами; то какую, по разсуждению вашему, имет нам к ним должность благоговения надобно? Я говорю, такую, чтоб нам препроводит с Богоугодною добродетелию постные нынешние дни свято, в честь и память их определенные; снесть малый сей труд охотно для тех, кои так о состроении Церкви Христовой и спасении мира потрудилися. Мзду же поста нашего, награждение труда нашего молитвами сих славных Апостол, воздаст нам мздовоздатель Бог в нынешнем веке и в будущем. Аминь.
* * *
Слова 20.
Ефиоския, или Арабския.