Правила церковнаго благочиния
Все эти правила извлечены из сочинения Ренодота: Historia patrarcharum Alexandrinorum Jacobiturum. Parisiis. 1713.
Omnia collegia ex autoribus Arabicis, Severe episcopo Asch- moniaae, Micbaele episcope Tancos, Ephraim filio35 Zaraa, Abulbircat et aliis anonyinis: Ioin ei editis, Eulychio, Elmacino, Abulfaragio, Chronico Orientali, diversisque Historiae Mohamedanae seriploribus Arabicis el Persicis.
Копты, кроме правил, святых апостолов и трех первых вселенских соборов, руководствуются многими другими постановлениями, кои были написаны и введены в употребление Александрийскими патриархами и соборами, бывшими в Египте в разные времена
Они содержат:
I. Правила Александрийского патриарха Дионисия, скончавшегося в 265 лето Господне
II. Каноническое послание патриарха Петра, приявшего венец мученический в гонение Диоклитианово, (311 года)
III. Так называемые Араво-никейские правила
Которых число в разных сборниках Коптских разно. Ибо в одних считается их 80, в других 83 и 84, а в иных 33 и 34. В сущности они суть не что иное, как сборник древнейших канонических преданий и изъяснений на правила вселенских соборов, изложенный в виде канонов, правил. В нем инде целиком помещены самые правила этих соборов, но по другому счету: так, напр.: последнее правило Ефесского собора значится в нем 43-м, второе и тринадцатое правила Халкидонские показаны 53 и 57-м, из первого Никейского постановления сделано второе. К этому сборнику присоединены некоторые эдикты (указы) Константина Великого, и извлечения из греческих номоканонов, из свода законов царей Феодосия Великого и Иустиниана благоверного, из Дигест, Новелл и Базилик, но под названием, Каноны царские, в отличие от Никейских правил. Так как этот сборник весьма давно переведен (не без вставок), кроме Арабского, на языки Сирский, Армянский и Эфиопский, и так как им руководствуются более 900 лет не одни Копты, а и Сириано-иаковиты и даже Несториане: то никак нельзя думать, что он составлен был каким нибудь подделывателем правил соборных. Такое общее уважение к нему восточных христиан заставляет предполагать существование греческого подлинника его, которого важность и достоинство известны были всем на востоке. Происхождение как сего сборника, так, и подлинника его и объясняю следующим образом: «в Сирийском городе Бейрут находилось знаменитое училище правоведения, основанное Римским Императором Александром Севером. Оно процветало и при благоверном царе Иустиниане I, который взошел на престол в 327 году по рождестве Христове. Вероятно, в этом училище, после Халкидонского собора, бывшего в 431 году составлен был сборник церковного права на греческом языке, по особой системе, так что канвою его служили древнейшие канонические предания и постановления вселенских соборов, и преимущественно Никейского. Вероятно так же и то, что в начале его помещены были 20 правил Никейского собора, и что он озаглавлен был так: Никейские правила. Этот подлинник потерян; но, должно быть, он существовал. Вот тому доказательства:
1) В Араво-никейских правилах помещены 2 и 13 постановления Халкидонского собора, анафематствуемаго Коптами, Сирианоиаковитами и Несторианами. Следовательно, сии правила составлены не этими отщепенцами, а кем-нибудь из православных греков. А если так, то существовал греческий подлинник их, которого Арабский перевод эти отщепенцы приняли без критического разбора.
2) Ученый Фотий патриарх цареградский в извлечениях своих из творений Ефремия Антиохийского упомянул, что этот писатель привел, второе правило вселенского Константинопольского первого собора под №166, тогда как оно в сборнике канонического права кафолической церкви помещено под № 165. Очевидно, что в Антиохии Сирской был иной сборник сего права на греческом языке.
3) Подобные сборники под названием Никейские правила, существовали и на западе. Блаженный Августин назвал Никейским правило Антиохийского собора, которым воспрещено епископу заживо избирать себе преемника; в пятнадцатом и шестнадцатом письмах папы Иннокентия I правила Сардикийского собора названы так же Никейскими, очевидно, потому что сборники, которыми пользовались оба эти святителя, были озаглавлены так: Никейские правила. Подобное заглавие имеют и старинные издания правил соборных. Вормское (1525 г.) Парижское и другие хотя в них к постановлениям Никейским присоединены каноны соборов Сардикийского, Антиохийского и других. Итак, повторяю, что в Бейрутском училище правоведения, по всей вероятности, составлен был греческий сборник церковного права после Халкидонского собора и имел заглавие, Никейские правила, или потому что они помещены были в начале его, или потому что служили канвою его. Те Арабские христиане, которые из городов Ктезифона, Востры, Филаделфии, Барака, Петры, и из Награнской области Аравии приходили в Бейрут учиться правоведению, перевело этот сборник на свой язык, и сделавшись, епископами, пользовались им при делопроизводстве под тем же названием36. В последствии к ним присоединены были вышепомянутые царские законы. Этот переведный сборник, под заглавием, Никейские правила, принесен был в Египет из Аравии, вероятно, в девятом веке, когда Копты забыли свой матерний язык и начали говорить наречием своих победителей Арабов. Они охотно приняли его, как книгу общеупотребительную на востоке и известную им самим по подлиннику греческому37. Те, коптские владыки и правоведы, которые руководствовались им при делопроизводстве и ученой разработке канонического права, всегда приводили правила его под именем Никейских, как то делали Августин и Иннокентий, не усвояя их, впрочем, Никейским отцам, а только признавая сходными с их постановлениями по духу. Уже в позднейшее время, именно в l6 веке некоторые писатели восточные, и их числе Авраам …38выдумали басню, будто бы Никейские правила, кроме 20 принятых … 39 церквами, были составлены никейскими отцами в течение трех лет, и одобрены общим согласием их на что нет и намека в истории церковной. Списки, этих правил на арабском языке разнообразны, и не во всем сходны с переводом Сирским, потому что каждому правоведу такого или иного племени угодно было дополнять их разными вставками.
IV. Правила св. Афанасия великого
Копты, по свидетельству арабских писателей Ибн-Алассы, Абульбирката и других, содержат сто семь правил св.– Афанасия Великого. Они помещены в общецерковном сборнике церковного права этих Египтян, находящемся в библиотеке Сегверианской. Так как, православная церковь не знает сих правил, да и многие из них не приличествуют языку Афанасия, выражая благочиние позднего времени; значит, они собраны оттуда-отсюда, и приписаны великому святителю для большей важности, однако показывают нравы и обычаи церкви Египетской.
V. Правила патриарха Вениамина (в VII веке)
В 451 году Копты отделились от православной церкви, не приняв Халкидонского вероисповедания, и с той поры начали поставлять своих патриархов и епископов. А эти учреждали свои соборы и вводили свои правила благочиния.
Патриарх Вениамин, при котором Арабы магометане овладели Египтом в 641 году, по случаю освящения новой церкви во имя св. Макария в Нитрийской пустыне, написал для тамошних монахов несколько правил, из коих главные суть следующие:
«Никакой священник да не входит в алтарь сей церкви без иерейского облачения»
«Никакой священник, или диакон, да не причащается в ней, не облекшись в свои ризы».
«Никому не позволяется разговаривать в сей церкви».
«Никто не должен садиться в ней даже для чтения священных книг».
«Никакой священник или монах, неопределенный служить в алтаре, да не входит в оный».
– 296 –
VI. Постановления патриарха Христодула (в XI веке)
Под тяжким игом магометан Копты и их владыки от века до века изнемогали, теинели и портились духовно, так что чиноположение и благочиние церковное у них превращалось совершенно. Однако патриархи их, соболезнуя об этом превращении принимали духовные меры к возстановлению порядка церковного и к улучшению нравов народа и духовенства. Так, патриарх Христодул в 1046 году начертал и обнародовал разные постановления о благочинии церковном, кои имеют великую важность в Коптской церкви, так что включены в число канонов её. Сии постановления суть следующие:
1) Младенец мужескаго пола да не крестится с младенцем женскаго пола в одно и тоже время.
2) Никто не должен входить в церковь с покрытою головою и в сандалях.
3) Никто из верующих да не полагает хлеба поверх причастия прежде отпустной молитвы (ἀπόλυσιν), которая есть последнее благословение.
4) Верующие тщательно да блюдут воду, которой три капли наливаются на причастие в то время, когда оно преподается; ибо оне ради соединения с ним священны.
5) В воскресные и праздничные дни верующие пусть стоят в церквах пред Богом со страхом и трепетом, смиренно и умиленно, прося отпущения грехов своих. Никто да не разговаривает с другими во время молитв и литургии.
6) Жены так же пусть безмолвствуют в церкви, и скромно стоят в назначенном им месте во время молитв и литургии, и да не сидят вместе с мужчинами, или там, где они входят и выходят.
7) Каждый верующий да соблюдает пост св. четыредесятницы в воспоминание пощения Господа и Бога нашего Иисуса Христа, с воздержанием и смирением.
8) Брак отнюдь да не благословляется в продолжении четыредесятницы.
9) В шестый день страстной недели да не священнодействуется ни крещение, ни заупокойная литургия.
10) В вербное воскресение, по окончании литургии, пусть читается Евангелие об усопших с молитвами о них после чтения послания апостола Павла, для этой службы назначеннаго. После сего пусть читается разрешения народу; ибо в шестый день страстной недели не полагаются ни молитвы, обыкновенно называемый Тархим, ни разрешение, ни заупокойная литургия, доколе не кончится Пасха.
11) В пятый день (велик. четверг), на Вечери Господней да совершается литургия со страхом, благоговением и безмолвием, без целования мира, и без молитвы, которою испрашивается прощение. Также не следует читать и молитву просфоры, или приношения; но вместо ея тотчас возглашает диакон: μετά φόβου τῶ ϑεῶ πρόσχωμεν, т.е. со страхом Богу вонмем. Равным образом не должно быть читаемо и разрешение ни в начале, ни в конце литургии.
12) В великую субботу да читаются молитвы Тархим, начинающиеся с кирие елейсон, и разрешительная молитва; целование же мира да оставляется.
13) Во дни пятидесятницы да не совершается ни крещение, пн рукоположение.
14) Во дни воскресные ни по какой причине не позволяется плакать, или делать поминки. Ибо тогда подобние заботы о умерших вовсе не приличны христианину. Но совершать о них литию, литургию и моление должно с раздачею милостыни по состоянию, дабы Бог помиловал души ваших усопших, благословил домы и семейства ваши, возвратил ушедших от вас в путь, и умирил дни ваши.
15) Никакому епископу, или священнику, или диакону, прибывшему в Александрию, не позволяется священнодействовать в церквах сего города, ни в пределах их.
16) Верующие должны соблюдать пост святых апостолов от Пятидесятницы до пятаго дня месяца Апип (июля) в благодарение Богу за дар Св. Духа. В день же памяти св. апостолов, если случится среда, пост разрешается раньше обычнаго часа.
17) Равным образом, должно соблюдать пост Рождества Христова от 15 дня месяца Хатор (ноября) или от праздника св. Мины до 29 дня месяца Кехака, в который празднуется Рождество Христово. Если оно случится в среду, или пяток; то пост да не бывает в эти дин, но пусть отлагается до пятницы следующей недели пред Богоявлением.
18) Также должно поститься во все среды и пятницы в течение целаго года, исключая дни пятидесятницы.
19) Диакон не должен оставлять служение в церкви и особенно в те дни, когда совершается литургия, разве по необходимости, или болезни, или по требованию какаго либо начальника.
20) Священник, пришедший не к началу литургии, не должен приступать к алтарю, и преломлять святое тело и даже касаться его рукою.
21) После чтения Евангелия священник да не выходит из алтаря с кадильницею для каждения народа, но да кадит только кругом престола до предписаннаго времени.
22) Младенец, принесенный для крещения, пусть говеет, если может, до причастия. Если же он пососет молока матери или кормилицы христианки; то не должно приобщать его: без приобщения же нельзя и крестить. Впрочем это должно быть соображаемо с многими другими правилами, напр.: если не угрожает опасность смерти; в противном случае не только позволяется, но и повелевается преподавать крещение без причастия.
23) Женщины пусть не бдят в церкви в дни праздничные и в ночи предшествующие воскресению, если они не достигли старости, или не посвящены.
24) Кто женится на мелькитке40, того брак не иначе признается, как если оба они у нас обвенчаются, и обяжутся крестить детей своих в нашей церкви.
25) Старые диаконы, которые не ходят в свои церкви и не служат, если бы захотели священнодействовать в дни праздничные, да возбраняются, и вместо их пусть допускаются другие более ревностные к служению, хотя и младше возрастом.
26) Диакон, или мирянин, разсорившийся со своим священником, или оскорбивший его так, что между ними возникла тяжба, не должен идти к другому священнику приобщаться. А если пойдет в другую церковь, да лишится причастия: в противном случае как он, так и причастивший его, да отлучатся.
27) Еще извещаем верующих и убеждаем их приготовлять просфоры в домах своих и приносить их в церковь по достатку каждаго: всякий же получит воздание по мере своей веры. А просфоры должны быть приготовляемы по древнему обычаю.
28) Если диакон, или кто либо другой оклевещет священника, и уклоняясь от суда церковнаго будет заискивать милость и помощь властителя или судии, и если мимо священников и церкви прибегнет к другим, и будет домогаться того, что не подобает ему: таковы и, если он священник, или духовнаго звания, да возбраняется от священнослужения, если же мирянин, да будет лишен причастия.
29) Диаконы и младшие причетники пусть не прекословят священникам своим, не ослушиваются и других и не преступают их повелений; ибо они поставлены распорядителями в церкве Божией.
VII. Учреждения патриарха Макария (в XII веке)
Преемник Христодула Кирилл41 начертал новые синодальные постановления и послал их в верхний Египет после того как они прочтены были в церквах старого Кипра. Но там их не приняли ни епископы, ни христиане, отзываясь, что они не намерены переменять своих прежних правил.
После Кирилла Коптского церковью управлял патриарх Михаил, а после него Макарий, избранный в 1103 г. Он издал древние постановления касательно крещения, обрезания и браков, и предписал, чтобы младенцы обрезываемы были до крещения их, а новобрачные венчаемы были не в домах, а в церквах после литургии. Им же учреждено, чтобы прокимен пет был пред чтением св. писания, а не после. Чтобы диакон, начавший литургию, оканчивал ее, и чтобы дискос и потир до освящения даров были покрываемы. – Об этих учреждениях Макария упоминают Арабские писатели, Елмичин и сочинитель хроники восточной: но в сборниках Коптского канонического права их нет.
VIII. Постановления патриарха Гавриила (в XII веке)
Преемник Макария патриарх Гавриил (в 1131 году) заботясь о благочинии церковном и благонравии духовенства и паствы, обнародовал следующие постановления, кои внесены в сборник Коптского канонического права.
Никто ничего не должен брать за рукоположение: в противном случае, как дающий подарки, так и принимающий их, да отлучатся.
Христиане обязаны ходить в церковь к утренним и вечерним молитвам.
Епископы пусть изъясняют народу символ веры и молитву Господню языком общепонятным.
Епископы, священники, причетники и монахи да не ходят смотреть на хороводы и игры.
Никто из них да не иждевает приношений христиан и других доходов церковных на умножение скота или на стяжание имений.
Не позволяется отлучать от церкви кого бы то ни было по предлогу денежному, или по другим каким причинам, кои подлежат суду гражданскому.
Миряне обязаны оставлять пропитание духовенству
К приобщению св. Таин все да приготовляются постом и молитвою.
Отроки, назначаемые родителями на служение церкви, с ранних лет да изучают св. писание и чиноположения церковные.
Браки да не совершаются ни в четыредесятницу, ни в пасху.
Лицедеи или шуты пусть не допускаются к церквам ради увеселения народа в торжественные праздники
Поскольку некоторые в Фиванде, при совершении браков проводят большую часть дня в плясках и играх, так что иногда и литургия в воскресные дни отлагается до ночи; то сие воспрещается.
Так же в воскресные дни не должно совершать нарочитых молитв об умерших.
Церковнослужителям с семействами их не позволяется жить в церкве.
Всякий пусть взносит приношения, начатки и десятины.
Крещение да не совершается во время литургии, или общественной молитвы.
Монахи пусть не выходят из своих монастырей без причины.
Тела умерших да не погребаются в церквах.
Обрезание после крещения воспрещается.
Никто не должен иметь наложницы кроме законной супруги.
Обручение и венчание, т. е. служба брачнаго благословения пусть совершается в присутствие епископа, или того, кто будет назначен им.
Священники из приношений к алтарю пусть ничего не отделяют для себя и не употребляют, как обыкновенную пищу.
Все священники и прочие церковнослужители да приступают к алтарю в одеждах приличных званию их.
Никто никакой женщины не должен держать в своем доме, кроме жены, матери, сестры, тетки по отцу либо матери, и бабки.
Литургия да совершается по принятому порядку.
Епископы да собираются у патриарха дважды в год.
Епископ пусть принимает в монашеское звание лишь тех, которые состоят в его епархии, но по трехлетнем искусе.
Монаху не позволяется, без крайней нужды, ночевать вне монастыря, или причащаться св. Таин в чужом месте.
Епископы, священники и монахи пусть не ходят в баню вместе с мирянами, и не обнажаются пред ними.
Епископам и монахам не позволяется покупать девочек, привезенных на продажу. Если же они достанутся им по наследству; то пусть продадут их, или, что всего лучше, отпустят на волю, а для домашнего служения да не оставляют у себя.
IX. Правила, составленные собором 14-ти епископов в Каире при патриархе Кирилле (в XIII веке)
В 1239 году по рождестве Христове при патриархе Кирилле в Каире был собор четырнадцати Коптских епископов. Они, чувствуя нужду в преобразовании своей церкви, изложили несколько глав, или правил, и обязали патриарха своего подписать и соблюдать их.
В начале сих глав кои в последствии внесены в сборник Коптского канонического права, помещено исповедание веры, определенное вселенскими соборами, Никейским, Константинопольским и Ефесским, потом изложено как то, что составляет основание Коптской церкви, так и то, что принято ею по преданию от св. Кирилла Александрийского, Севера и Диоскора; засим следует наставление касательно соблюдения закона Божия, содержащегося в св. писании, правил апостольских, постановлений соборных, и давно принятых обычаев; наконец изложены новые, частнейшие правила церковного благочестия, кой суть следующие:
1) Никто, кроме ученаго, да не рукополагается в епископа, и притом без согласия народнаго. О рукополагаемом должно быть составляемо определение (ψίφησμα) в доказательство того, что избрание его одобрено голосами епископов, клира, монахов и почетных мирян. Никто ничего да не взимает за рукоположение не только епископа, но и пресвитера и каждаго причетника. Председательствующие в духовных судилищах ни под каким предлогом не должны брать взяток. Поступивший иначе да будет отлучен.
2) Патриарх с помощию нескольких ученейших епископов пусть заботится о составлении краткаго сборника правил, касающихся предметов позволительных и непозволительных, и наипаче брачных и наследственных, так, же чина совершения таинств. Подлинник сего сборника он должен утвердить своею подписью вместе с епископами, а списки с него разослать по церквам для справок. Кто решит что либо противно предписанным в этом сборнике правилам, тот да будет судим строго.
3) Епископы однажды в год пусть собираются у патриарха на третьей неделе после пятидесятницы. Обычаи, принятые Коптскою церковно, отнюдь да не изменяются. Обрезание должно быть совершаемо прежде крещения, если не случится какое важное препятствие. Рожденные от незаконнаго брака и рабы да не рукополагаются, за исключением пленников Эфиопских и Нубийских, и то, если они окажутся добронравны и достойны священства. Ктоже не из пленных был рабом или родился от блудницы, либо от женщины невенчанной, т. е. от такой, которая не получила брачнаго благословения; хоть впредь должен быть исключаем из духовнаго звания, наравне с рожденным от многобрачной женщины и от такой, которая после венчания оказалась нецеломудренной. Воспрещается совершать венчание, или, брачное благословение тайно, вне церкви и в частных домах без евхаристии, т. е. служения литургии. Женщины во время месячнаго очищения пусть не ходят в церковь. Производитель дел у патриарха должен быть или епископ, или кто-нибудь другой, известный по своему знанию и опытности в делах. – Кроме сего постановлено требовать от Газскаго митрополита подписку в том, что он исповедует веру Коптской церкви и признает соборы принимаемые ею, и отвергает все прочие. В случае отказа да будет он низложен. Равным образом постановлено, чтобы архиерей Дамиатский считался митрополитом по примеру предшественников его; чтобы патриарх, или епископы никого не рукополагали вне своих епархий, и никто бы не был посвящаем в епископа без согласия всей паствы его, или по крайней мере большей части оной, и того епископа, который будет рукополагать его; чтобы епископ не принимал к себе священника и никакого причетника без согласия законнаго архиерея их. Кто же перейдет из своей церкви, или из города, в другое место без крайней нужды, тот да исключится из обоих.
4) Патриарх никого из чужой епархии не властен отлучить от церкви без законной и канонической причины, прежде, нежели удостоверится в том, что епископ не радит о своей обязанности: за тем он предлагает ему отлучить такого-то; сам же делает сие уже тогда, когда епископ без всякой причины не соглашается на отлучение.
5) Не подобает патриарху разрешать того, кто отлучен от церкви епископом его, разве окажется, что отлучение сделано несправедливо. В таком случае он должен писать к епископу однажды и дважды, и, когда этот не послушает, вызвать его и разсмотреть дело обоих по законам церковным.
6) Кто возведен на епископскую кафедру, тот имеет власть над всею епархиею своею. Никакой город, или уезд да не отнимается у него; и он властен действовать в тех пределах, которые имела епархия его в день рукоположения его.
7) Ежегодный взнос, которого требовали епископы от монастырей, поддежащих ведомству патриарха, пусть требуется не силою и не против состояния, и пусть принимается, как благословение, или милостыня.
8) Патриарх не властен принуждать епископа рукополагать того, кого весь народ, или большая часть его признала недостойным, или кого не хочет епископ. Да и сам пусть совещается с епископами касательно предметов позволительных и запрещаемых.
9) Патриарх да не присвояет себе того, что приносится в церкви в праздничные дни и в известные времена по местному обычаю; ибо все это принадлежит епископу, если только он не согласится прежде рукоположения своего уступать пожертвования сего рода патриарху вместо обыкновеннаго взноса от кафедры своей, или от монастырей подведомых ему.
10) Доносы монахинь на других монахов пусть принимаются не безразсудно, но по тщательном разыскании дел при многих достоверных свидетелях. К обсуждению же таких дел миряне да не допускаются. Они должны быть поручаемы только избранными настоятелям монастырей, с призывом мирян разсудительных в случае необходимости. Монахах запрещается выходить из монастырей без нужды.
11) Епископ да не отлучается от церкви за маловажной вины по суду патриархии. Если же он сделал что-нибудь достойное такого наказания; то патриарх должен писать к нему однажды и дважды, напоминая ему о обязанностях его, затем требовать к себе и выслушать оправдание его, и потом уже, если будет надобно, отлучить от церкви.
12) Игумен равняется протопресвитеру, и потому имеет право произносить разрешительную молитву над служащим священником, и после него воскурять фимиам, и причащаться прежде всех прочих. Когда же присутствует епископ; тогда игумен принимает Тайны от его преосвященства.
13) Наконец запрещено отлучать от церкви кого бы то ни было из верующих за то что он на какой-нибудь праздник ходил в чужую церковь вне епархии.
Кроме сих правил тем же собором составлен быль краткий сборник постановлений о браках, договорах и наследствах. Как этот сборник, так и вышеизложенные правила подписаны были патриархом Кириллом и 14 епископами, с обычными проклятиями нарушителям оных.
Коптские патриархи в 14, 15, и следующих веках писали ли новые правила церковнаго благочиния, или руководствовались только прежними: это мне теперь не известно по причине недостатка исторических материалов. Одинокому труженику науки в Иерусалиме, где нет ни ученых мужей, ни богатых книгохранилищ, нельзя знать все, что могут ведать другие в знаменитых столицах Европы, где им открыты сокровищницы многостороннего ведения.
* * *
Втексте не разборчиво
Таким же образом появился и Сирский перевод. Что касается до Армийского и Эфиопского. то они отзываются аравизмами.
Никейские правила, о которых идет речь, едва ли переведены были с греческого на аравийский коптский язык. Ибо не было никакой надобности в этом переводе, потому что в Египте при греческих царях, до появления могометанства, все дела в судебных местах производились на греческом язык. Да и до сих пор не открыт коптский перевод этих правил.
В источнике неразборчиво.
В источнике неразборчиво.
т. е. на православной
Он скончался в 1092 году.