Заключение
И вообще ныне на мухаммеданство западные миссионеры обращают очень мало внимания. Западные христиане, некогда столь усиленно боровшиеся с мухаммеданством, ныне смотрят на факт существования и даже усиления его совершенно, повидимому, равнодушно. Некоторые, исходя из той мысли, что мухаммеданство, все-таки лучше язычества, смотрят на усиление его, наприм., в Африке, даже очень благоприятно и сочувственно. Утомленные неудачами, они не только примирились с этим грустным фактом усиления мухаммеданства, но находят уже возможным заботиться о его охранении и брать на себя обязанность сохранения целости той державы, которая составляет оплот мухаммеданства. О татарах же, некогда возбуждавших ревность западных миссионеров и ныне составляющих очень значительную часть исповедников мухаммеданства, на западе нет уже и речи. Так как большая часть татар находится в русском подданстве, то едвали и можно уже ожидать со стороны западных миссионеров каких бы то ни было попыток к их обращению в христианство. Если бы эти миссионеры и получили возможность делать подобные попытки, то, при тех способах миссионерства, какие у них обыкновенны, едвали бы они имели какой-нибудь успех. Их прежние опыты в этом роде достаточно показывают, как мало вероятен для них этот успех. Во всех их миссионерских действиях среди татар замечается довольно значительный недостаток истинной христианской любвп к этому народу. Этот недостаток обнаруживался довольно ясно 1) в том, что миссионеры, прибыв с христианскою проповедию к татарам, очень мало однако обращали на них внимания; всю свою деятельность направляли на несториан и других восточных христиан и, в лучшем случае, на татарских государей, 2) в том, что эти миссионеры очень мало заботились о религиозном просвещении крещеных татар, более заботились о количестве обращений, но не о качестве их, более заботились о себе, чем об обращенных ими людях. Они старались слишком много о том, как бы иметь более обращенных и таким образом в возможно более благоприятном свете выставить свои труды пред папою или своими соотечественниками и слишком мало о религиозном образовании этих обращенных. В продолжение своей многовековой деятельности среди татар, они не успели сделать для них ни перевода св. Писания, ни перевода богослужения (потому что единственное известие о переводах Монте-Корвино очень сомнительно). В этом отношении западные миссионеры, не исключая и протестантов, стоят далеко ниже восточных, даже несторианских. Восточные миссионеры всегда являлись друзьями национальности; они являлись с готовыми переводами св. Писания, богослужебных и вероучптельных книг; они обыкновенно давали начало национальной литературе, искусству и т. п. Без сомнения подобное только миссионерство и может иметь счастливую будущность среди татар.