[Часть вторая]
Разъяснение второго канония.
1. Поскольку в уже созданном нами изъяснении мы в своем месте предуведомили о том, в каких и скольких годах луны считают пятнадцатым или шестнадцатым четырнадцатый день первого еврейского месяца те, кто эти, то есть лунные, годы упятеряют и ушестеряют, но не указали какие и сколькие у них [годы] имеют это 15-е или 16-е в воскресенье (в результате чего они высчитывают Пасху Христову на 22-й и 23-й день луны, в то время как мы следим, чтобы такого ни в коем случае не было: ибо у нас не положено ни переходить за 21-е, ни не доходить до 15-го), я решил обозначить и это в некотором «канонии», содержащем все в точности, и не только годы одного девятнадцатилетия, но 28 девятнадцатилетий, из которых собирается весь 532-летний период.
(Таблица II)104
[О «колесе». ]
2. Расписание же канония таково. В середине находится большое колесо, а по бокам – два канония. Колесо имеет 9 поясов, то есть циклов; циклы же содержат следующее.
Первый, то есть внешний – 28 солнечных лет, начиная не с первого, а с тринадцатого, четырнадцатого и далее.
2-й – годовые эпакты.
3-й – високосы каждые четыре года.
4-й – снова 28 солнечных лет, начиная с первого. Оттого первый цикл начинается с 13-го, а 4-й с первого, чтобы для любоученых стало более ясным, что считаемый у них за 1-й год солнца у нас является 13-м, и 2-й – 14-м и далее подобным образом с той же разницей. Выше мы расположили, как истинный, счет согласно церковному преданию.
Это в четырех кругах колеса.
Внутри же них расписаны 5 кругов упомянутых 28 девятнадцатилетий, содержащих лунные годы, в которых в первый день недели, то есть святое воскресенье, они считают 14-й день первого еврейского месяца 15-м или 16-м. По порядку первое лунное 19-летие обозначено через 1-й год по солнцу, записанный в 4-м круге, за которым, как я сказал, расписаны сами годы луны; 2-е – через 2-й и точно так же все – через вышележащие годы солнца. Ибо мы воспользовались ими для обозначения стольких же девятнадцатилетий, чтобы не расписывать ради них другой круг.
Годы каждого девятнадцатилетия мы разместили только в пяти кругах; поскольку мы нашли, что не более, чем в 5– ти годах совпадает с воскресеньем день, считаемый у них 15-м или 16-м, а у нас считающийся 14-м, но в одном, двух, трех, четырех и пяти – и никогда более. Во всякое девятнадцатилетие 14-й [день], как я сказал, считается в тринадцати годах 15-м, в одном 16-м – но не всегда это воскресный день. Из-за этого они хотя и ошибаются в отношении дня луны, но не погрешают в отношении Пасхи Христовой, [если срок до нее успевает] окончиться до 21-й луны; они ее не переступают, когда считают 15-м [день] с понедельника и далее, но 16-м – только от вторника: так как когда они этим, то есть 16-м днем считают второй день недели (понедельник) – все равно переступают, ибо 16 и 6 дает 22. Из-за этого считаемые ими таким образом годы луны мы отметили двумя точками. Подобным же образом и годы, в которые упомянутое 16-е наблюдают в воскресенье – тремя точками.
Таков смысл точек, присутствующих рядом с некоторыми годами луны, в которые интервал доходит в одни годы до 22– го, в другие до 23-го дня, а в иные Пасха Христова неподобающе указывается до еврейской. Ведь в годы, имеющие две точки, они считают наш 13-й день в воскресенье 15-м105 днем луны. В этом случае они, с одной стороны, поскольку это 15-й день, должны бы в него и праздновать, раз уж канон допускает делать это106; с другой стороны, поскольку 14-й день оказывается следующим днем недели, то есть понедельником, они обличаются в том, что полагают Христову Пасху ранее еврейской и погрешают в отношении истинного счета107. Ведь если даже совпадение Христовой Пасхи с еврейской не допускается108, что можно сказать о ее попадании вперед?
Опять же, случается им отмечать то же, хотя и <…>109 годам. Ибо в этих пятнадцати <…> считая день в воскресенье <…> Пасхи Закона. И вот, поскольку <…> и это было видно читателям, <…> мы обозначили одной точкой.
Итак, годы, не имеющие никаких точек, [означают случаи, когда они по своему счету получают] Пасху [в 22-й день луны], тогда как согласно церковному методу этот день является двадцать первым. Имеющие одну или две точки – в которых они ее считают не только двадцать вторым днем, но и, как было сказано, Христову [ранее]110 пасхи Закона111: одна точка ставится в тех случаях, когда [это происходит] из-за високоса112, две точки – когда из-за накопления у них шестидесятых долей. Тремя точками обозначены годы, в которых они доходят до 23-го и более [дня луны], что нелепо.
В этих указанных 5 поясах, то есть кругах, мы соположили годам луны слева солнечные годы с их 19 циклами, то есть двадцативосьмилетиями, записанные суриком по самим девятнадцатилетиям, чтобы можно было узнать для года каждого девятнадцатилетия, в котором они считают 14-й [день луны] 15-м или 16-м, какой это год солнца и в каком состоит двадцативосьмилетии. И из относящихся к нему эпакт, записанных во 2-м круге того же колеса, можно узнать день недели путем сложения эпакт солнечного года, числа римского месяца и записанных суриком добавочных дней и деления суммы на 7. По этой причинемы и сопоставили с годами луны слева солнечные годы.
Это о расписании среднего колеса.
О левом канонии.
3. Два канония по обе стороны, из которых левый, идя сверху вниз, содержит следующее.
В 1-м ряду – 7 эмболимических месяцев, сопоставленных с соответствующими годами луны.
Во 2-м ряду – 19 лет луны, берущих начало не с первого, но с 4-го года.
В 3-м ряду – 19 лет луны, следующих по порядку с первого года. Это и здесь сделано для того, чтобы показать, что считаемый ими первым год луны у нас 4-й, а 2-м – 5-й и так далее до 19-го года. И опять счет, принятый у нас и идущий согласно церковному исчислению, ради его истинности поставлен впереди их счета.
В 4-м ряду – годовые эпакты, то есть дни, которые следует учитывать во всякий лунный год на первое число января месяца.
В 5-м ряду – дни, превышающие четырнадцатый день первого месяца, или
равные, если их 14.
Это слева.
О правом канонии.
4. Справа в 1-м ряду находятся 19 лет луны, берущих начало с 4-го года, как это же самое одинаково записано в расположенном слева 2-м ряду, в соответствии с нашим счетом годов.
Во 2-м ряду – эпакты этих лет, то есть дни, которые всякий год следует находить по церковному счету на 31 марта113.
В 3-м ряду – два римских месяца, март и апрель.
В 4-м ряду – числа этих месяцев, на которые приходится всякий раз 14-й день первого месяца евреев, то есть принятая у них пасха, на каждый год.
В 5-м ряду – записанные суриком добавочные дни.
Это справа.
С той же правой стороны расписан пасхальный каноний, разъяснение которого мы уже дали в надлежащем месте. Чтобы из него каждый желающий мог найти всякий год луны, рассчитанный ими, а ныне расположенный нами и в левом канонии, и в среднем колесе, по находящимся внутри 5 поясам, в которых они считают указанный 14-й день 15-м или 16-м, и проверить, сосчитав точно, так ли обстоит дело, как мы здесь это рассудили.
Пример способа, которым любой может пользоваться тем, что расписано в канонии.
5. А прежде других сделаем это мы для примера будущим читателям, выставив на середину год луны, считаемый у них 16-м, а нами – 19-м. Ибо в этот год 14-й день первого еврейского месяца всегда и непременно падает на семнадцатое число римского месяца апреля. Ибо из-за этого и в правом канонии мы записали его 17-м днем в апреле. Итак,
а) суммируя дни с первого января до 17 апреля [включительно], мы получим 107;
б) затем, через упятерение 16 лет – 80;
в) через учет полученных из этого шестидесятых – 3;
г) путем, в свою очередь, ушестерения 16 лет – 96.
Так что всего будет 286; поделив это на 30, найдем 14-е первого месяца 16-м.
Если же мы захотим узнать, на какой день недели попадает этот день в первое девятнадцатилетие соответственно смотрим, как я сказал, слева, что рядом с этим годом луны тот же по номеру год первого двадцативосьмилетия солнца, то есть 16-й; взяв его эпакты, записанные во 2-м круге колеса, числом равные 6, присоединяем к ним 17 дней апреля и делим на 7; из двух оставшихся узнаём, что этот день, в который евреи отмечают Пасху – [понедельник]. Из-за этого, считая в предыдущий день, то есть в святое воскресенье, 15-й день луны, они помещают Пасху Христову перед еврейской, что недопустимо. По этой-то причине, как уже сказано, мы отметили этот 16-й год двумя точками.
Так следует рассчитывать этот 16-й год луны в первое девятнадцатилетие. В 6-е же девятнадцатилетие, если вновь захотим узнать, на какой день недели они рассчитывают 16-й [день луны] в этот год, то есть 16-й, то, взяв эпакты соответствующего ему слева солнечного года, то есть 27-го, числом 5, прибавляем к этому 17 дню апреля; и, разделив 22 на 7, из остатка узнаём, что день недели – воскресенье. Итак, из-за того, что этот день в 6-м девятнадцатилетии у них считается 16-м [днем луны], Пасху Христову, празднуемую по церковному преданию в следующее воскресенье, они записывают 23-м [днем луны]; а из 1-го девятнадцатилетия, из-за совпадения со 2-м днем недели – 22-м днем луны.
Таким образом, если кто-либо обратится к находящимся в колесе на пяти поясах годам луны, в каждом из них он найдет 1-й или 2-й день недели; а к записанным слева, разыскивая и там день недели после 1-го и 2-го, то есть 3-й, 4-й и далее, при помощи определения года двадцативосьмилетия, соответствующего году рассчитываемого девятнадцатилетия, и прибавления к его эпактам числа римского месяца, в которое попадает 14-й день первого месяца искомого года луны, и деления на 7, узнает отсюда день недели.
Разъяснив это бегло в качестве примера, прочее предоставляем трудолюбивым читателям исследовать подобным образом и усвоить и найти во всем точность вместе с истиной.
* * *
См. Приложение.
Именно 13-й, а не 14-й, как предлагает исправить Петавий. Как было сказан о выше, 2 точками обозначаются годы, когда «14 нисана» признается за 16-й день луны и попадает на понедельник; следовательно, воскресенье 15-е соответствует 13 нисана.
По пасхалистическим правилам воскресенье, следующее за 14 нисана, считается праздником Пасхи (Воскресения Христова).
То есть, если считать понедельник 16-м днем луны, по правилам христианская Пасха должна праздноваться в предыдущее воскресенье; но тогда она окажется днем ранее «еврейской», то есть табличного 14 нисана александрийской пасхалии.
Букв. διαβάλλεται, что можно перевести и как «порицается» (ср. «in culpa est» в латинском переводе), и как «переносится». При совпадении 14 нисана («еврейской пасхи») с воскресеньем христианская Пасха переносится на неделю вперед, дабы избежать совмещения памяти о страстях Христа (казненного на еврейскую пасху) с празднованием Его Воскресения.
Здесь и далее так обозначены лакуны в рукописи.
Конъектура Петавия.
Например, если допустить, что «пасха Закона» (14 нисана по александрийской пасхалии) оказывается на поверку 15-м днем луны високосного года или 16-м в понедельник, то «истинное» 14 нисана попадет на субботу, а христианская Пасха должна отмечаться на следующий день: таким образом она будет предшествовать «пасхе Закона».
Как было указано, при расчете фазы по данному методу учитывается високосная добавка, равная в високосный год 1. В этот год 15-й день луны переходит в 16-й, и если это понедельник, «14 нисана» оказывается позже христианской Пасхи, формально приходящейся на предыдущий день – воскресенье.
В традиционной александрийской пасхалии лунные эпакты берутся на 22 марта – накануне начала первого года 19-летнего цикла (см. Schwartz. Ostertafeln… S. 14; Grumel. La Chronologie… P. 37, 190). Эпакты на 31 марта превосходят эпакты на 22 марта на 9 единиц. Э. Швартц считает, что такой выбор обусловлен влиянием западной традиции, где лунные эпакты указываются на 1 января = 1 марта: ведь 31 марта при 29-дневном пасхальном месяце (как у св. Максима) имеет такую же лунную фазу (Schwartz. Ostertafeln… S. 82). Здесь можно видеть также стремление к унификации расчетов, когда эпакты солнца и луны приводятся на одну и ту же дату.