Источник

32. К поселянам о том, что не должно пасти на чужой земле свой скот

(Из жития преподобн. Дионисия Аф. пат. ч. 2, стр. 47–48).

У некоторых из вас, православные, есть дурная привычка выгонять свой скот пастись на чужую землю. Жаль своей травы, и гонит человек своего коня на чужую усадьбу и думает этим подспорить себе и как будто получить прибыль какую. – А между тем из этого ничтожного подспорья, сколько часто зла себе делает. Загоняют его коня на чужой двор, требуют штрафа; начинаются затем ссоры, часто драки, а иногда, ужасно вымолвить, и целые побоища у одного селения с другим. И вот вместо подспорья выходит одно зло и из-за клочка чужой травы человек терпит большие беды. Но и кроме этого: хорошо ли поступает человек, пасущий свой скот на чужой земле, в очах Божиих? Благословит ли его Господь сделать себе подспорье чужою травой? Оставит ли безнаказанным за пользование чужою собственностью? Знайте, братья, что Господь никогда не благословит такого человека и безнаказанным за присвоение чужого – не оставит.

Неподалеку от обители преподобного Дионисия, спасавшегося на Афонской гор, было принадлежащее ей место, весьма полезное в том отношении, что там находилась пещера с живительным источником воды. Это место занял один пастух, устроил свой шалаш и скотный двор. Ученики преподобного напрасно просили его удалиться: пастух и слышать не хотел. Наконец и сам преподобный стал кротко убеждать пастуха оставить обитель в покое и не отнимать достояния иноческого: но тот, вместо повиновения, досаждал старцу и знать его не хотел. Тогда преподобный присовокупил: „есть ли воля Божия жить здесь инокам, ты увидишь это»... И несчастный пастух увидел следствия своего безрассудства. В тот же день, когда стада его рассыпались на пустынных пажитях вокруг монастыря, от скалы отторгся огромный камень и передавил значительную часть овец. Мало того: в стадах пастуха день ото дня умножался падеж, так что в короткое время он лишился всех стад и сам впал в тяжкий недуг, от которого никакие обыкновенные средства не могли восстановить его (Пат. ч. 2, стр. 47–48).

Итак, православные, правду мы вам сказали, что Бог никогда не благословит человека, пасущего свой скот на чужой земле, и без наказания его не оставит. А в виду этого и просим вас, оставьте свои привычки выгонять свою скотину кормиться на чужие пастбища и пользоваться тем, что не ваше. И подумайте: может ли быть какая-нибудь вам прибыль из-за клочка чужой травы? Прибыли то уж во вся- ком случае никакой нет, а зла то, как сами знаете, бывает весьма много. Из-за клочка травы заводить ссоры, драки, побоища, ну есть ли тут что хорошее? Христианское ли это дело? Не грех, не позор ли? Больно за вас становится, друзья наши, когда видим, что вы из-за ничтожного, или лучше только кажущегося прибытка принимаете на душу смертные грехи и позорите святое имя христианина. Ведь Бог все видит и знает и за все взыщет с вас. А за корысть, соединенную со вредом ближнему, конечно и особенно взыщет, ибо ею вы нарушаете великое слово Его, которое Он написал даже Своею рукою. Не пожелай, написал, ни села, т.е. поля твоего ближнего, ни вола его, ни села его, ни всякого скота его. Всего же этого вы желаете, когда гоните скот свой на чужую землю. Оставьте же свой дурной обычай и будьте довольны тем пастбищем, которое Господь дал вам. Тогда, поверьте, Он благословит вас, стада ваши умножит и всегда в делах ваших будет оказывать вам Свою помощь и посылать Свое благословение. Аминь.


Источник: Поучения по руководству Патерика Печерского / Сост. прот. Виктор Гурьев. - Изд. Афон. Рус. Пантелеймонова монастыря. - Москва : типо-лит. И. Ефимова, преемник И.С. Ефимов, 1912. - 162, II с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle