33. Последствия неразумной любви к детям
(Из жизни преподобного Дионисия. Аф. Пат. ч. 2, стр. 51).
Господь сказал: иже любить сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин (Мф. 10:87). „Что значат эти слова? То, что Христа, даровавшего нам вечное спасение души, мы должны любить более тех, кому мы даруем жизнь временную. Любовь семейная есть святыня, которую нужно беречь, но она не должна быть выше любви ко Христу, так что если бы обстоятельства потребовали одной ради другой, то необходимо пожертвовать любовью семейной ради любви ко Христу (Толк. Ев. Мих. на Мф. 10:37, стр. 182–183). Таким образом, проще сказать, любовь наша к детям должна быть благоразумная, а не слепая. А между тем, к сожалению, заметим, едва ли не чаще можно встретить последнюю, нежели первую. Сколько есть отцов и матерей безумно любящих чад своих и из-за этой безумной любви к ним забывающих Бога, оставляющих на Него надежду и думающих, что только одни дети могут составить их счастье! Как жестоко ошибаются подобные родители! В чьих руках жизнь и судьба их детей? Очевидно в руках Божиих. А отсюда и любовь и надежда родителей прежде всего должны быть к Богу и на Бога и тогда уже только, привлекая ими благословение Божие и на детей, они могут и от последних ждать радости и утешения. А при одной слепой любви к детям, при забвении Бога, все надежды их на счастье от своих чад всегда могут остаться тщетными, что и бывает нередко на самом деле.
„Одна женщина имела у себя единственного сына, который, по чувству особенного сердечного влечения, удалился на Олимп, и там от преподобного Дионисия Афонского принял пострижете, а потом, желая видеть свою мать, с благословения старческого, явился к ней. Образ иноческий, который принял юноша от руки преподобного, сильно смутил несчастную. В порыве сердечного негодования на поступок сына, она схватила с него камилавку и, попирая ее ногами, требовала, чтоб сын её, по-прежнему, оделся в мирские одежды. Бедный сын повиновался. Чрез несколько дней после сего пришел в то селение святой Дионисий: в числе прочих подошла к нему и та жена, и приблизилась поцеловать руку его.–„Не приближайся ко мне, несчастная, дерзновенно поправшая ангельский образ: надеясь иметь сына помощником в старости своей, « строго сказал ей старец, „ты увидишь, что завтра умрет он злою смертью; наслаждайся же следствиями твоего безрассудства и дерзости! – И действительно, на другой день сын её оборвался с высокого дерева и по предсказанию преподобного, испустил дух (Аф. Пат. ч. 2, стр. 51).
Ну, вот теперь смотрите: сделала ли мать счастливою её безрассудная любовь к сыну? Увы! Мать по этой безрассудной любви оскорбила Бога, а Бог за это взыскал с нее и взял от неё её единственное сокровище – сына, на которого она возлагала всю свою надежду, забывая Бога. Из этого и научитесь любить детей благоразумно. Не думайте, что уж если они будут при вас, то непременно и счастливыми вас сделают. Нет, не сделают, если не сделает их таковыми, а чрез них и вас Сам Бог. Поэтому и возлюбите прежде всего всею душою и всем сердцем вашим – Господа; а затем уже Ему, как общему Отцу, с сыновним упованием и вручите участь и детей ваших и вашу собственную и во всем положитесь на Его святую волю. Только тогда можете надеяться, что Господь благословит счастьем детей ваших, а вместе чрез них и вас самих счастливыми сделает. Аминь.