Источник

Слово в день Святителя и Чудотворца Николая 44

Побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем, якоже и Аз победих, и седох со Отцем Моим на престоле Его (Откр. 3:21).

Св. тайнозритель Иоанн, передавший нам из уст Иисуса Христа величественное обетование, не изъясняет, кто те великие и славные победители, которые имеют сесть с победителем Христом на престоле Его, кого и как они побеждают, да и что такое значит сесть на престоле? Посему нам самим должно искать изъяснения в Слове Божием. И когда приличнее сделать сие, как не в настоящий день, когда мы прославляем и ублажаем великого Угодника Христова, Святителя и Чудотворца Николая?

Побеждающему дам сести со Мною на престоле. Явно, что победитель должен быть воин, снабженный всем потребным оружием. Ибо победа не бывает без сражения, и сражаться без оружия невозможно. Кто же сей воин? Это царь и раб, пастырь и пасомый, начальствующий и подчиненный – это всякий христианин. Знал ли ты, возлюбленный слушатель, о том, что состоишь в военной службе у Царя Небесного? Знай, что и Апостолы смотрели на себя, как на воинов: во плоти ходяще не по плоти воинствуем, говорит о себе и о других Апостол Павел (2Кор. 10:3); знай, что сей Апостол и возлюбленному своему по духу чаду Тимофею преподал наставление, как воину: воинствуй, говорит ему, доброе воинство, то есть, проходи добрую службу воина, храня веру и добрую совесть (1Тим. 1:18), и злопостражди, яко добр воин Иисус Христов (2Тим. 2:3). Различие воина от невоина состоит во внешности, но по внутреннему человеку не должно быть различия. Не два пути к престолу вечной славы, но один. Побеждающему дам сести на престоле Моем.

С кем должны мы сражаться, и кого побеждать? Разрешение сего вопроса находится в победе, совершенной Иисусом Христом. Кого же победил Христос? Христос победил сатану. Для того и явился Сын Божий, говорит Св. Иоанн, чтобы разрушить дела диавола (1Ин. 3:8). Вспомним победу Его над диаволом в пустыне. Чего не делал сей лукавый, искушая Господа? Сперва раскинул сеть чувственных удовольствий: рцы, да камение сие хлебы будут (Мф. 4:3). Но сия сеть была расторгнута Словом Божиим, как паутина. Не о хлебе едином жив будет человек, сказал Иисус Христос, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих (Мф. 4:4). Потом бросил в него стрелу лести: аще Сын сей Божий, верзися низу; писано бо есть: яко ангелом Своим заповесть о тебе сохранити тя, и на руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою (Мф. 4:6). Но и сия стрела сокрушилась от твердыни Слова Божия: писано есть, сказал Иисус, не искусиши Господа Бога твоего (Мф. 4:7). Наконец, вздумал ужалить дух Его честолюбием: вся царствия мира сего и славу их тебе дам, аще пад поклонишися (Мф. 4:9); но и жало честолюбия осталось без действия. Иди за мною, сатано, сказал Иисус, писано бо есть: Господу Богу твоему поклонишися и тому единому послужиши (Мф. 4:10). Таким образом искушающий остался побежденным, а искушаемый победителем. Еще кого победил Христос? Победил мир. Дерзайте, яко Аз победил мир (Ин. 16:33), говорит Он Своим ученикам, оставляя их одних в мире.

Видите, братия, кто враги наши – диавол и мир. Один сеет в нас нечистые мысли и желания, как плевелы посреди пшеницы; другой, своими обольщениями, примерами и правилами укореняя всеянные плевелы, приводит их в силу и возраст. Один стоит у нашего духа с почестями, отличиями и славою, другой у сердца с соблазнами к нечистым удовольствиям. Но есть враги самые опаснейшие, которых не было у Иисуса Христа, но о которых Он говорит в одном месте: и врази человеку домашнии его (Мф. 10:36). Не слуги ли это наши? Не друзья ли присные? Не мы ли сами? Подлинно, телесные чувства суть слуги нашего духа, но они суть враги домашние. Например око, которое вопреки уверению Самого Господа всегда видит в плодах древа смерти нечто угоднее плодов древа жизни, не есть ли враг наш? И потому Господь заповедует: око твое соблазняет тя, изми е и верзи от себе (Мф. 18:9). Рука и нога суть слуги нашего духа, но сии слуги суть враги домашние. Например, рука, которая, вопреки заповеди Божией, всегда простирается к запрещенному плоду, не есть ли враг наш? И потому Господь заповедует: аще рука твоя, или нога твоя соблазняет тя, отсецы ю, и верзи от себе (Мф. 18:8). Душа или плоть есть ближайший друг нашего духа, но она есть домашний враг, против которого вооружает нас Иисус Христос – то ненавистью: иже аще не возненавидит душу свою не может быти Мой ученик (Лк. 14:26), то открытою бранию, на которой она должна погибнуть: иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю (Мк. 8:35). И подлинно, душа, которую Апостол называет плотию, есть враг самый опаснейший. Не случалось ли примечать вам, братия, пагубные ее действия? На высоте тяготит, внизу теснит, в счастии изнеживает и усыпляет, в несчастии повергает в уныние и отчаяние; где потребно рассуждение и осторожность, там дерзновенна и неудержима, а где нужно действовать решительно и без малейшего отлагательства, там медленна, робка и боязлива. Иногда хвалится силою, ведением и ревностию, которых вовсе не имеет, иногда извиняется немощно, непонятливостию, неудобствами, препятствиями, при всех средствах и пособиях. Иногда слишком строга, взыскательна и настойчива, иногда слишком слаба и снисходительна; любит наслаждения, утехи, чуждается и бегает бдения, трудов и страданий. Долго ли с таким другом сбиться с прямого пути истины и забрести в тьму заблуждений и предрассудков? долго ли попасть в плен врагу, который яко лев рыкаяй ходит, иский кого поглотити (1Пет. 5:8).

Таковы враги, против которых нам должно подвизаться, сражаться и побеждать! Но не одни мы, человеки, имеем врагов. Пройдите по всем степеням живущих тварей; какая из них не имеет врагов? Агнец погибает от волка, горлица от ястреба, насекомые от малейших птиц, слабейшие животные от сильнейших, а иногда и сильнейшие от слабейших. Но если та же тварь не лишена и соответственных природе ее орудий для защищения себя от врагов своих, для сопротивления им, или для бегства и спасения от их преследования, то не паче ли снабжены мы, христиане, потребным оружием против врагов своих? Что значит дарованная нам вера во Иисуса Христа, как не оружие? Кто побеждаяй, токмо веруяй, яко Иисус есть сын Божий (1Ин. 5:5). Святые Божии, пишет Апостол, верою победиша царствия, содеяша правду, получиша обетования, заградиша уста львов, угасиша силу огненную, избегоша острия меча, возмогоша от немощи, быша крепцы во бранех, обратиша в бегство полки чуждих и проч. (Евр. 11:33–34). Вот какова сила в вере! Но та же самая, единая в самой себе вера, понимаемая вообще как сила Божия, описывается у Апостола в частнейших чертах соответственно состоянию, положению и обстоятельствам каждого христианина. Облекитесь, говорит он, во вся оружия Божия, чтобы вам можно было стать противу козней диавольских – станьте препоясана чресла ваша истиною, и облекитесь в броню правды; и обувши ноги в твердость Евангелия мира; а паче всего возмите щит веры, которым возможно угасить вся раскаленныя стрелы лукаваго, и шлем, спасения возмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. И всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом (Еф. 6:11–19). Можно ли страшиться врагов имеющему такое всеоружие Божие? Можно ли не вступать в бой с врагами нашего вечного спасения? Что они сделают, аще Бог за ны? Мужайтесь: всяк рожденный от Бога побеждает мир (1Ин. 5:4), и лукавый не прикасается ему (1Ин. 5:18).

Теперь остается разрешить еще одно недоумение. Что значит сесть на престоле? Неужели у Бога престол чувственный? Неужели сидит Он на нем чувственно? Престол Божий и седение на нем Божие означают не иное что, как Божественную власть и державу, вечное и блаженное Царство Божие над всеми. Послушайте, как говорит Бог устами Исаии: небо престол Мой, земля же подножие ног Моих (Ис. 66:1); и это не тоже ли значит, что царство мое – сила и слава царства моего повсюду, над всеми тварями? Так и седение на престоле, обещанное победителям, есть не иное что, как предназначение их во Христе к участию в суде, власти и славе. Так, когда Апостол Петр спрашивал Господа: вот мы оставили все и последовали за Тобою; что же нам будет? Господь ответствовал: истинно говорю вам: вы, последовавшие за Мною, в пакибытие, когда сядет Сын человеческий на престоле славы Своея, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен израилевых (Мф. 19:27–28).

Объяснив, по возможности, кто победители, кого и как они побеждают, и что такое – сесть на престоле со Христом, обратимся к празднуемому ныне Угоднику Христову, не был ли он на земле воином? не сражался ли с невидимыми врагами? Не употреблял ли шлем спасения против нападения плоти и страстей? Не защищался ли щитом веры и непоколебимой надежды от стрел вражеских? Не посекал ли ереси мечом глагола Божия? Так, он был и добрый воин царя небесного, и добрый пастырь Церкви Христовой. Да пребудет убо память его с похвалами всегда, ныне и присно и во веки веков!

Заключим слово наше молитвою: Святителю Христов! Ты победил уже врагов и наслаждаешься плодами победы в небесах, а мы еще воинствуем: не преставай ходатайствовать о нас пред Богом, да совершит Он силу Свою в немощах наших и соделает нас победителями. Аминь.

* * *

44

Произнесено в 1836 году.


Источник: Избранные слова и речи высокопреосвященнейшего Никанора, митрополита Новгородского, С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского : В 3 том. – Изд. придв. книгопрод. Смирдина (сына) и К° - Санкт-Петербург : В Тип. Морского министерства, 1857. / Т. 2: Слова на праздники Господские и Богородичные и на дни святых. - 1857. - III, 461 с.

Комментарии для сайта Cackle