8. Чтобы получить прощение во грехе, нужно прежде загладить его.
(Из жизни преподобного Евфимия Фессалонитского. Пат. ч. I, стр. 62– 53).
Когда кого-либо из нас постигает наказание за известный грех, тогда мы каемся пред Богом в этом грехе и просим прощения. Но всегда ли получаем последнее? И всегда ли освобождаемся от последствий греха? Часто нет. Отчего это? В большинстве случаев оттого, что когда, при наказании, просим прощения за грех, в тоже время загладить этот грех соответственными добрыми делами–плодами нашего покаяния, нам и в голову не приходит. Например: взял ли у кого-либо неправедно известную сумму денег и знаю, что грозит мне за неправедную взятку взыскание. Что я тогда делаю? говорю: Господи, пронеси от меня беду; избавь от взыскания! А между тем о том, чтобы возвратить взятое, об этом я и не думаю, а если и думаю, то это мне кажется очень трудно и тяжело. От этого-то вот, в подобных случаях, и не слышит нас Господь и не прощает. А возврати мы взятое, расплатись чем и сколько можем за свой грех, тогда конечно Господь и скорее явит милость Свою нам и простит нас.
Раз преподобный Евфимий новый, Фессалонитский, с двумя подвижниками–Иоанном Коловым и Симеоном, удалился на остров св. Евстратия и там, нашедши желаемое безмолвие, думал, что наконец обрел пристанище невозмутимое. Но диавол, попущением Божиим, подвиг на них сарацинов, которые, приплыв на двух кораблях пленили их и хотели увезти с собою. Но Господь чудом спас преподобных. Когда варвары, пользуясь попутным ветром, подняли паруса и пустились в путь, и отплыли от острова с милю, корабль, в котором находились преподобные, вдруг стал, тогда как другой, в котором находились ничтожные вещи и несколько книг, принадлежавших святым, плыл хорошо. Это чудо изумило варваров, и один из них сказал: „ужели мы, глупые, не можем понять, что это случилось с нами за сделанное насилие рабам Божиим? Если не хотим погрузиться в море, давайте скорее освободим их.» Товарищи согласились с ним без противоречия, и все они, пав к ногам святых , просили у них прощения, которое тогда же и получили; после сего корабль подвигся сам собою, и они, возвратившись на остров, дали святым полную свободу. Потом преподобные стали просить у них и ничтожные свои вещи, как для них необходимые, но варвары презрели их прошение, и отправились в свой путь. Но когда отплыли они от острова на довольное уже расстояние, внезапно подул противный ветер, и пригнал их опять к тому же острову. Изумившись этому чуду, варвары тотчас же отдали святым и все у них похищенное (Пат. ч. 1, стр. 52– 53).
Итак видите, братия, и варваров сначала вразумил Господь, а потом явил им и милость Свою и простил их, когда они сознали свой грех, развязали его и возвратили свободу святым и у них взятое. На вас же, как на христианах, Он, милосердый, конечно и скорее явит Свое милосердие, когда вы, подпав за грех под карающую руку Божию, искупите его, как и чем можете, и хотя с самораспятием, но все-таки, по возможности, удовлетворите правосудию Божию, и самым делом развяжете свои греховные узы. Да, несомненно, что к таким – наказываемым, но искренно кающимся грешникам Господь всегда милостив бывает и печаль их прелагает на радость и скорбь на веселие. Аминь.