Источник

7. В назидание юношам

не хочет знать своих родителей и т. д. Да, именно от того. Начало премудрости, говорит Соломон, страх Господень (Притч. 1:7); а в злохудожну душу премудрость не внидет. Да, если юноша подлинно хочет быть счастливым и в науках иметь успех, непременно, прежде и паче всего, должен утвердить в сердце страх Божий и быть благочестивым. Только при этих условиях истинная наука дается, и счастие такому сопутствует. Доказать это не трудно.

„Преподобный Павел Ксиропотамский, Афонец, в юности достиг до такой степени образования, что все мудрецы того века уступали ему право на славу и удивление современного света.» А почему? Потому что был благочестив; ибо памятниками его высокого образования остались для нас – слово на Введение Пресвятой Богородицы, канон сорока мученикам и канон честному кресту (Пат. ч. I,. стр. 64–65). Таким образом, поскольку он имел в сердце страх Божий, то Господь и умудрял его.

Преподобный Афанасий, тоже Афонец, ранее семи лет отдан был в научение книжное. И что же? Он понимал уроки столь легко, что ему дивились и учителя и его товарищи. Какая же была причина сего? Та, как говорит списатель жития его, что отличительными чертами его возраста были: скромность во всем его поведении, благочиние, великое воздержание (Пат. ч. I, стр. 75).

Или возьмем для примера Савву, Архиепископа Сербского. Когда он достиг отроческих лет, его отдали в научение Божественных книг и он в детстве еще изумлял каждого разумом и еще юный взошел в разум священных книг, которые непрестанно читал, заимствуя из них начало премудрости–страх Божий, и разгораясь день ото дня Божественною любовью, как бы огнь прилагал к огню (Пат. ч. I, стр. 192). Отсюда уже само собою понятно–за что дана была Савве премудрость.

Итак вот где, братия, заключается разгадка того, почему Святым и наука давалась, и в обществе они делались примерными людьми! И вот где объяснение того, почему нынешним юношам и наука подчас не дается, да и от поведения их, если не сами они пока, так многие плачут. Первые, как видите, основывали дом свой на камне, а последние на песке; первые жили в Боге и для Бога, а последние в угождении лишь миру и плоти; первые заботились прежде всего о воспитании своего духа в страхе Божием, а последние лишь о наслаждениях чувственных. Да, грустно и стыдно часто становится, глядя на нынешнее молодое поколение. Какое различие, какая бездна между юношами нынешними и юношами христианскими первых веков! Там юноша представляется ангелом Божиим, а здесь, весьма часто скоморохом, скорбью родителей, вредным членом общества. Раскрывайте все это, братия, нынешним молодым людям чаще; указывайте им всю бездну зол, в которую впадают они, удаляясь от Бога; и убеждайте их стать на правый путь примерами Святых. Молодое сердце восприимчиво; может быть, Господь даст, они и послушают слов ваших, и из чад тьмы, соделаются сынами света. Господи, призри на них, и обрати их к Себе! Утверди стопы их в истине и благочестии и да пойдут непреткновенно в заповедях Твоих. Аминь.


Источник: Поучения по руководству Патерика Печерского / Сост. прот. Виктор Гурьев. - Изд. Афон. Рус. Пантелеймонова монастыря. - Москва : типо-лит. И. Ефимова, преемник И.С. Ефимов, 1912. - 162, II с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle