Источник

214. О кротком обращении с животными

Некоторые христиане весьма жестоко и недобросовестно обращаются со скотиной, несмотря на то, что скотина работает, добывает им насущный кусок хлеба. Случается, что накладывают на телегу такие тяжелые клади, что бедная лошадь, особенно против горы, не может подняться, и вместо того, чтобы снять с телеги часть тяжести, начинают бедное животное бить почем попало и чем попало: кнутом, кнутом, палкой, палкой, дубиной, дубиной. Спрашиваю: не оскорбится ли таким поступком человека Творец животных – Бог. Как вы, слушатели, думаете: кого считать лучшим: свирепого человека ли или кроткое, тихое и терпеливое животное? Очевидно, преимущество останется за животным. Однажды лань с своими детками, преследуемая охотниками, прибежала под защиту мученика Вассиана. И когда один из охотников насильно хотел отнять животное из рук мученика, то Господь наказал его беснованием. «Отчего, – спросите, – животные делаются свирепы против человека грешника? И отчего самые лютые звери не свирепеют, но делаются кроткими и тихими, как агнцы при обращении со святыми»? Грехи причиной сему. Лев по имени Иордан много лет возил воду и дрова, носил преподобному Герасиму, и когда послушник его монастыря согрешил, то Иордан растерзал монастырского осла. Лев так любил преподобного Герасима за кроткое его обращение, что когда преподобный Герасим умер, то зверь не отходил от его могилы дотоле, пока сам здесь, на могиле, не умер. О! Сколь прискорбно смотреть на того человека, который жестоко обращается со скотиной. Не сомневаюсь, что он даст за это обращение строгий и тяжкий ответ пред Богом. Пусть у животного не такое тело и не такая душа, как у человека, но все же оно имеет свое тело, и все же есть у него чувствующая душа. Как часто животное плачет, когда его ведут на убой! Оно предчувствует свою смерть. «Блажен и скоты Милуяй», – сказано в Писании. Не явно ли, что блаженство обещается тому, кто кротко и ласково обращается с животным. Ты скажешь: «мне дозволяется бить животное, убивать и употреблять его в пищу». Правда, но это нисколько не дает тебе права жестоко обращаться с животным. Иное дело сразу прекратить его жизнь для пищи, а иное – мучить его несколько лет, когда оно служит нам. К тому же нужно сказать, что Бог только допустил употребление животной пищи, но главная пища для человека – растительная. Так и было до потопа: люди питались злаками. После потопа Господь дозволил употребление животной пищи ради немощи, огрубелости и греховности человеческой, также как допустил между евреями многоженство. Братия! будем щадить животных, которые служат нам, работают и доставляют нам пользу и удовольствие. Господи! Вразуми нас, творити волю Твою. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 10. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1881. – 543 с.

Комментарии для сайта Cackle