Источник

7. Поучение в неделю 31

«Что хощеши, да сотворю? Он же рече: Господи, да прозрю». (Лк. 18:41)

Как слепец, сидя на дороге и слыша об Иисусе Христе, Великом Чудотворце, мимо его проходящем, неумолчно кричал ко Господу и просил о прозрении, так и мы непрестанно должны просить и умолять Господа, чтобы Он открыл наши душевные очи, ибо хотя мы телесными очами смотрим, но душевными мы ничего не видим. От чего это происходит? От нашей жизни и наших дел, укажите мне хотя на одного между нами зрячего душевными очами. Вот между нами один богатый, а другой бедный. Одному тепло жить на свете, а другой томится в землянке сырой и холодной. От чего это? От слепоты богатых, которые не видят пред собой братьев Христовых и не хотят знать того, что в Евангелии написано: «Алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня»9. От чего одни ходят в церковь, а другие в театр: одни ставят свечу пред иконой, воскуряют фимиам, а другие пируют, веселятся, рукоплещут лицедеям, не щадят сокровищ на душевредные удовольствия? От душевной слепоты сих последних. От чего одни из нас почитают праздники, посты и Божие писание читают, а другие свои праздники учреждают, мирские книги читают и пресыщаются по ночам на пиршествах в домах веселия? Это все бывает от слепоты последних. Пойдите в суды, где правда и милость должны царствовать, и туда вкрадывается неправда и мздоимство: богатого дело тотчас решают, потому что он богат, а дело бедняка лежит. Одному сами судьи оказывают защиту, а другому говорят: «Ищи себе адвоката». На что защитник, если дело правое? А все это от чего? От душевной слепоты. От чего в лавках берут, от покупателей что хотят, на торжище обманывают, по ночам крадут, ближнего обирают? От душевной слепоты. От чего хлопочут, чтобы уравнивать мостовые и освещать улицы? А о том, чтобы очистить улицы от нетрезвых и неприличных домов, пьяниц, от пьянства и разврата, об этом никто и не подумает, тогда как гнев Божий уже открывается над нами в разных смертоносных болезнях, в зловредной погоде, в скоропостижной смерти и в других знамениях. Не от слепоты ли все это? Не от того ли, что мы смотрим на дела наши, на жизнь и на все телесными очами и не видим своего душевного, греховного положения. Душевные очи наши закрыты. Мы не видим того, что беззакония в семействах и на улицах ежегодно умножаются, развратные и незаконнорождающие и расходящиеся супруги не судятся и не обвиняются, тогда как мы называемся православными христианами неукоризненными, непорочными чадами Божиими, царственным священством, народом святым10, людьми, обновленными благодатью Духа Святого. Какие же мы христиане, если наша жизнь подобна языческой. По словам пророка, «мы пьем беззаконие, как воду, опоясуемся грехами, как веревками», едим хлеб, беззаконными руками приготовляемый, дышим воздухом, грехами зараженным, пьем воду, с нечистотами смешанную. От чего все это? От душевной слепоты. Любовь к Богу иссякла, а любовь к ближним на пользе основана. Корыстолюбие умножается, беззаконие распространяется. Сын не почитает отца, дочь – матерь свою, брат – брата, сестра – сестру не любит и не почитает. Гордость непомерная, злоба и лукавство воцарились повсюду. От чего? От душевной слепоты. Да, христиане, все мы заражены, покрыты душевной слепотой, потому-то все мы и должны взывать к Богу по примеру евангельского слепца, который, хотя и не видел Господа телесными очами, однако, слыша про Него, мимо проходящего с верой взывал. Так и мы, говорю, должны взывать: «Иисусе Сыне Давидов, помилуй нас. Господи, сотвори нам, да прозрим!». Господи! Неужели Ты хочешь погубить нас, что отнял у нас разум, закрыл наши душевные очи? Господи! Если око наше душевное темно, то и душа темна, и жизнь темна, и дела наши темны! Господи, сотвори, да прозрим! Открой нам гибельное наше положение, да разрушим мы дома разврата, пьянства и студодеяния, и да созиждется наш душевный храм, и да знаем Тебя, единого истинного Бога, Господа нашего Иисуса Христа, Которому да будет слава и держава во веки веков. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1900. Т. 1. – 384, IV с.

Комментарии для сайта Cackle