Источник

8. Поучение в неделю Мытаря и Фарисея

Пришли в храм Божий два человека: один, по-видимому, ничем не грешен: милостыню щедрую подавал, пост строгий соблюдал, часто Богу молился. Другой, кажется, не имел никаких добродетелей: постов не соблюдал, праздников не знал, милостыню не подавал и, кроме того, был грабитель всем известный. Первый был Фарисей, последний – Мытарь. Фарисеи люди были набожные, Мытари безбожные, грабители ближних, сборщики податей. Все выгоды на своей стороне имел Фарисей: похвалы от людей и видимое право на милость Божию. Мытарь видел от людей одно – презрение. Тем не менее Фарисей отошел в дом свой осужденным от Бога, а Мытарь – оправданным. Что грешного пред очами Божиими было в делах и словах Фарисея и чем оправдан Мытарь. Фарисея погубила гордость и осуждение ближнего. Мытарь же оправдался одним смирением. «Неужели, – спросите, – Фарисей не знал, что ангел за гордость свергнут был с неба и навеки потерял небесный рай? Неужели не знал, что и прародители наши за ту же гордость потеряли земной рай, поверив змию, что они по вкушении от запрещенного плода будут яко бози?» Фарисею были известны эти примеры... но что его ослепило? Гордость, соединенная с осуждением ближнего. Пост, милостыня и молитва великую имеют цену пред очами Божиими, но только тогда, когда они совершаются при глубоком смирении, иначе это будут только фальшивые монеты, искусственные цветы, не имеющие запаха. Гордость – самые величайшие добродетели человека, помрачает, унижает, оскверняет, порочит. Посмотрите: чем и как сам Бог искупает и оплачивает гордость прародителей наших? Глубоким смирением, уничижением и кротостью принимает на себя образ раба, умывает ноги своим ученикам и своему предателю Иуде и делается послушным Отцу небесному даже до смерти, смерти же крестной. Трости надломленной в жизни не переломил, льна дымящегося не потушил, был смиреннее и кротче всех сынов человеческих. Когда Мытарь пришел в церковь Божию, то или поражен был представлением величия Божия, или подавлен тяжестью своих грехов и страхом суда Божия, или благодать Божия коснулась его сердца, Мытарь стал около порога храма Божия и, не дерзая очей своих возвести на небо, начал бить себя в грудь, стал плакать о грехах своих, к Богу рыдать, вопиять, и это глубокое смирение открыло ему двери в рай. Не гордись и ты, христианин, своими молитвами, милостынями и постом. Христос желает видеть в тебе сокрушенное и смиренное сердце, кроткий дух. И хотя бы ты был и великий грешник, смирение, одно смирение тебя спасет, если ты при этом бросишь навсегда твои тяжкие грехи. Не бойся, хотя бы ты был в самом отчаянном положении, хотя бы ты стоял уже над пропастью ада, хотя бы ты был презрен всем миром, смирись только пред Богом, попроси у Бога слез и умиления, оплакивай грех свой тайно и явно, не стыдись людей, и ты получишь спасение. Смирение, великие крылья, придает грешнику твердую лестницу поставляет к небесам, а гордость низводит человека во глубину ада. Хотя бы ты ангельские имел добродетели, хотя бы ты обладал всей земной мудростью, хотя бы ты, будучи богат, весь мир застроил храмами Божиими и богадельнями. Но если ты не смиришься пред Богом, не убьешь в себе сего древнего змия – гордость, то ты не получишь спасения.

«Господи! даждь ми милость благу. Господи, даждь ми слезы и память смертную и умиление! Господи, даждь ми помысл исповедания грехов моих! Господи, даждь ми смирение и кротость, и всели в мя корень благих страх Твой в сердце мое!». Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1900. Т. 1. – 384, IV с.

Комментарии для сайта Cackle