Письмо 166
Ты пишешь, что, бывши у нас, получила душевное утешение, но прибывши домой, встретила и скорби, в коих нимало погрешила против N., в чём и сама сознаешь себя; вперёд остерегайся сего, а старайся зрети своя согрешения и благодари Господа, что Он удостоил тебя призвания в святую обитель. Каковы бы ни были здешние наши скорби, но, в сравнении с мирскими, они весьма малы.
Да мы должны нести оные ради царствия Божия; впрочем и мирским скорби полезны, они уклоняют их от пристрастия к миру. Чуть получат отраду, то и увлекаются, в мире, в излишние удовольствия, нередко и с душевным вредом; надобно о всем благодарить Бога.
Читая святые отеческие учения, ты находишь разногласия, по неразумию твоему, не понимая того, в каком они находились месте и устроении. Св. Нил жил уединенно и не украшал храма; а другие жили в больших обителях, посещаемых мирскими людьми, кои от благолепия храмов возвышались к Богу и величеству Его; да и новоначальные иноки, от благолепия и красоты создания, согревались к Творцу любовью. Надобно во всём иметь рассуждение места, времени и устроения людей.
Таким же образом и об откровении помыслов надобно разуметь, с каким разумом и к кому учения их простирались; св. Симеон, Иоанн Лествичник, св. аввы Дорофея поучения, св. Варсонуфий, св. Каллист и многие другие учат о необходимости и пользе открывать все помыслы. Несомненно, что и в обители аввы Серида, где жил св. Варсонуфий, был такой же обычай и устав, а иначе авва Дорофей не написал бы: «все еже о себе открывати и не ово открывати, а ово молчати». Писал же св. Варсонуфий людям разного устроения и к мирским, то следовательно нельзя, чтобы всем приличествовало одно учение, а особенно мирским странно и невозможно сие исполнить; тоже и предуспевшим, неимевшим нужды в сем, но только в некоторых (случаях или помыслах) стужающих, потому что никто не свободен от браней, как видишь из отеческих писаний; но мы более находимся в чине новоначальных, то и должны пользоваться сим откровенным учением. Только, к сожалению, ныне сие почти вывелось из обычая по монастырям, по оскудению наставников; но желающим и ищущим спасения Бог пошлёт; даже и отроча мало просветит рещи слово на пользу (аввы Дороф). Я тебе написал это, снисходя твоей немощи; посмотри же, как поступил авва Дорофей с Досифеем? (житие св. Досифея). Смиренные не вникают в глубину неведомых, но смиряют свой помысел, и по времени Бог вразумит их. Ещё слово о купанье: святые отцы запрещают обнажать тело, конечно и купаться; но они же строго запрещают иметь нам обращение с женским полом; св. Исаак Сирин: «лучше есть тебе снести яд смертен, нежели с женою ясти, аще будет и мати твоя и сестра; от правильниц же (от инокинь) удаляйся, яко от огня и яко от сети диавола и от усретения их и собеседования, и видения. Лучше есть тебе вложити во чрево твое угль огненный, нежели сковрадопряжение ясти». И много подобных правил к обучению и сохранению служащих находим в учениях святых отцов, которые и должны бы непременно соблюдать. Но ещё и важнее в среды и пятки правилами святых отцов запрещено есть рыбу, а в посты и с маслом. Все ли же это соблюдают? За все таковое неисправление какой дадим ответ Богу? – Только одно покаяние и смирение подаёт надежду получить милость Божию. С другой стороны видим многих, исправивших посты, бдения, нестяжания и прочие иноческие внешние исправления, и нимало не получивших успокоения в совести, и вместо плодов: любви и смирения, поработившихся: гневу, ярости, памятозлобию, зависти, немилосердию, осуждению и проч. Это от того, что они всё попечение своё обратили на внешние подвиги, а о внутреннем исправлении нравственности ни мало не пеклися и не понуждали себя, подобно как древо бесплодное листьями только оделось, а плода не имело, и подобно юродивым девам, неимеющим в светильниках своих елея. Прочти у св. Макария Египетского в семи словах: в 1 слове главы: 13. 14: как нужно понуждать себя на все добродетели, а паче противоположные нашим страстям, и у св. Петра Дамаскина с 14 стран. и далее: что препятствует нашему спасению? Свои хотения, которые надобно непременно оставлять, и какие именно,– там увидишь; а чрез это придёшь в новые добродетели. И. М. 11 июня 1855 года,