Источник

XX. Идолослужение народа; предстательство Моисея

Между тем люди Израильские видя, что Моисей медлит на горе, восстали на Аарона: «сделай нам богов, которые бы шли пред нами, вопияли они, потому что не знаем где вождь, изведший нас из Египта.» – Малодушествовал Аарон, собрав златые украшения жен и дев, он вылил тельца, воздал алтарь, и на утро принес всесожжение кумиру; вокруг него громко изрекали хулу неблагодарные: «Вот боги, изведшие нас из Египта!» взывали они, и потом сели есть и пить, и встали играть.

Господь внял святотатный вопль их и сказал Моисею: «Поспеши с горы, народ твой беззаконствует; скоро совратился он с пути, заповеданного Мною. Ныне оставь меня, Я истреблю его гневом ярости Моей, и произведу из тебя народ великий.» – Но Моисей помолился Господу, о изведенных им, рукою крепкою, из Египта, чтобы враги не обрадовались их гибели и не отнесли её к бессилию их Бога. Он напомнил обещания, данные Аврааму, Исааку и Иакову, о многочисленном племени их, и умилостивился Господь.

Вождь Израилев сходил с горы, неся в руках две каменные скрижали, на коих начертан был закон, перстом Божьим; спутник его Иисус услышал издали шумные вопли: «голос ратный в полку», сказал он Моисею, но извещенный Богом горько отвечал: «это не клики одолевающих и не вопль бегущих, нет, это шум упоенных вином»; когда же, приблизясь к стану, увидел золотого тельца и лики играющих, гневом воскипело сердце его; повергнув на землю скрижали, Моисей разбил их под горой. Он растопил тельца, стер его в прах, и смешав сей прах с водой, напоил ею сынов Израилевых; и на Аарона воспылал гнев брата, за соблазн целого народа. – Народ сей, после стольких чудес, согрешивший смертным грехом против Бога, который избавил его от смерти, и почти уже осужденный на всеобщее истребление, должен был однако понести казнь, по крайней мере в уменьшенном числе некоторых, наиболее виновных. Моисей стал во вратах стана и воскликнул: «есть ли кто Божий, пусть идет ко мне!» вокруг него собрались все сыны Левиины, и по слову вождя, прошли с мечем в руках, весь стан от края и до края, поражая каждый ближнего, соседа и брата, без всякой пощады, ибо все повинны были смерти; три тысячи человек пали от карающей руки их. «Ныне вы посвятили руки свои на служение Богу, сказал им Моисей, ибо не пощадили для него единокровных; да будет на вас благословение.» С тех пор колено Левиино исключительно избрано было в удел Божий, потому что в день общего отпадения, предпочло закон его любви человеческой.

Совершив праведную казнь, как строгий судья, Моисей принял на себя кроткий сан посредника и, взойдя на гору, исповедал пред Господом согрешение народа. «Если отпускаешь людям грехи их, молился праведник, отпусти; если же нет, то изгладь и меня из книги Твоей». Господь ответствовал: «виновного только изглажу, иди к народу; Ангел Мой пойдет пред лицом твоим, носам Я не пойду с народом жестоковыйным, чтобы не поразить его на пути.» Восплакал народ, услышав страшное слово, и совлек с себя веселые одежды у подошвы Хорива. Моисей поставил шатер свой, названный Скинией свидетельства, далеко от полка, и всякий, кто обращался верой к Господу, исходил вне стана. Издали только видели люди вхождение Моисеево в скинию, которую покрывало тогда облако, и поклонялись издали славе Божьей, в видении облачного столпа; один юноша, Иисус Навин, не отходил от скинии, и Бог говорил с Моисеем, как бы кто беседовал со своим другом.

«Господи, сказал Моисей, вот Ты мне повелеваешь вести людей сих, но доселе не явил, кого пошлешь со мной; если же, по слову Твоему, действительно обрел я благодать пред Тобой, яви мне Самого себя, да увижу Тебя разумно и познаю, что истинно велик народ Твой.» Господь ответствовал: «Сам Я пойду пред тобой и успокою тебя.» Еще дерзновеннее вознеслась молитва Моисеева, когда услышал о божественном сопутствии. «Господи, воскликнул он, покажи мне славу Твою»; но Господь сказал ему: «славой Моей пройду пред тобой и произнесу имя Мое, но не можешь видеть лица Моего, ибо видевший его не остается жив. Вот место на камне, стань и укройся в расселине, там осеню тебя рукою Моею, доколе не мимо иду, тогда взглянешь в след Меня, но лицо Мое не явится тебе.»

Снизошел Господь, в облаке, на гору Синайскую и мимо протекла слава Его, пред лицом Моисея, который услышал имя и свойства Божьи, из уст Божьих: «Господь, Господь Бог, щедр и милостив, долготерпелив, и многомилостив, и истинен, хранящий правду и творящий милость до тысячи родов, отъемлющий беззакония, неправды и грехи, творящий суд без лицеприятия, наводящий грехи отцов на детей до третьего и четвертого рода.» В ужасе пал Моисей на лицо свое; он молил очистить беззакония народа, и Господь, обновляя с ним завет и повторяя данные заповеди, обещал знамения, каких дотоле не видела вселенная, чтобы народ, руководимый Моисеем, познал дивные дела Божьи.

Сорок дней и сорок ночей стоял опять Моисей в облаке, пред лицом Божьим, не вкушая хлеба и воды, и Господь написал ему, на новых скрижалях, им приготовленных, десять заповедей; когда же сходил Моисей с горы, держа в руках скрижали, прославилось лицо его, сиянием небесным; сам он не видел славы своей, но Аарон и сыны Израилевы, видя её, не дерзали приступить к нему, доколе не призвал их, чтобы объявить все услышанное им на горе. Тогда возложил на лицо свое покрывало, которое снимал только пред Господом, и оно знаменовало, что откровения ветхого завета являли только тень будущих благ.


Источник: Священная история / [А.Н. Муравьёв]. - Санкт-Петербург : тип. А. Бородина и К°, 1842. - [2], IV, 516 с. (Авт. установлен по изд.: Межов. Систематический каталог русским книгам... с 1825 вплоть до 1869 года... № 87).

Комментарии для сайта Cackle